Сообщение о современной швейной машинке. Современные швейные машины -некоторые понятия

Когда-то в далекие времена одна из женщин, наших предков, взяла в руки острую кость и использовала для того, чтобы проколоть отверстие в шкуре - так началась история шитья. Позже придумали крючок, а потом и иглу с ушком. Первыми механизировать процесс сшивания полотен смогли голландцы, которые в XIV веке таким образом стачивали паруса на огромной машине, изобретатель которой неизвестен. Ручные и более компактные машинки появились 250 лет назад и не имели ничего общего с современными машинками.

Начало

Проект первой швейной машины предложил в 15 веке Леонардо да Винчи, но он так и остался невостребованным. Уже в XVIII веке немецкому изобретателю удалось получить патент на машину, имитировавшую сшивание тканей вручную. Затем англичанин изобрел машину с ручным приводом для пошива сапог. При этом заготовки для сапог приходилось при шитье двигать руками. Французы пошли дальше и изобрели машину цепного переплетения из одной нити.

Изобретателем швейной машины с челноком стал американец Эллиас Хоу. Созданная им в 1845 году машинка тоже не была идеальной, но все же годилась для шитья больше, чем все машины до нее. Материал, наколотый на шпильки транспортера, двигался в ней вертикально, а игла двигалась по горизонтали. Челнок совершал движение подобно челноку ткацкого станка. Машина была популярна, но очень часто ломалась.

Развитие

Усовершенствованием швейной машины занялись другие изобретатели. В машинах Вильсона и Зингера, появившихся в 50 годах 19 века, игла перемещалась вертикально. Ткань располагалась горизонтально и прижималась лапкой, а перемещалась она с помощью зубчатого колеса. Эти машинки были снабжены ножным приводом, что освободило руки швеи. Швейная машина была практически совершенной, позволяя делать шов большой длины.

Среди изобретателей швейных машин до сих пор самым известным остается Зингер. И машинки Зингера, изготовленные еще в начале прошлого века, до сих пор работают и не ломаются. К тому же дальновидный Зингер в своей швейной машине запатентовал только одно - иголку с ушком внизу, поскольку двухниточный шов мог получиться только с такой иглой, вне зависимости от механизма привода.

Но мало кто знает, что американец Уолтер Хант еще до Зингера изобрел свою машинку, но, прислушавшись к угрызениям совести, пожалел тысячи портных, которые могут остаться безработными, и не запатентовал ее. В результате в 1846 году патент на очень близкую к современной машинку, которая могла делать около 300 стежков за минуту, был получен Элиасом Хоу. Его-то идеи и были взяты за основу Исааком Зингером, который, сделав ряд усовершенствований в машинке Хоу, начал производство в Америке и Европе.

Шаг вперед

Первые машины для шитья были универсальными и применялись для пошива самых разных изделий независимо от сшиваемого материала. Монотонная работа на таких машинах приводила к быстрому утомлению. Процесс поиска способов облегчить труд швеи привел к созданию швейных машин, специализирующихся на определенных операциях.

Современная швейная машинка - это целый фейерверк способов и комбинация возможностей. Могли ли наши бабушки мечтать о разных декоративных строчках, когда их швейные машины были способны строчить только по прямой. Швейные машинки следующего поколения уже способны были выполнять зигзаг.

Современность

Швейные машины нового поколения можно разделить на несколько типов по способу привода:

  • механические;
  • электрические;
  • электронные.

Самые простые - механические швейные машинки , ручные и ножные, приводимые в действие с помощью механического воздействия на рычаги. Машины эти имеют крайне мало функций.

Электрические швейные машины приводятся в действие электрическим моторчиком. Эта модель до сих пор популярна у старшего поколения благодаря простоте использования и набором стандартных функций.

Самые современные и продвинутые портнихи предпочитают электронные швейные машинки со встроенным микропроцессором. Ведь такая машинка способна сделать самые сложные строчки, и даже вышить рисунок любой сложности.

У современной швейной машины изменился не только тип управления, но и внешний вид. Это можно заметить по электронному дисплею, который помогает выбрать программу. А наиболее современные машинки с электронным управлением оснащаются ЖК дисплеем. Виды строчек и рисунки для вышивки можно добавлять в память программы микропроцессора через компьютер.

Современная швейная машина может делать до 100 самых разных видов строчки, рабочих и декоративных. Конструкция ее все сложнее и сложнее. Теперь легко представить, как далеко мы ушли от костяной иглы нашей дальней прародительницы.

В те времена, когда процессы изготовления нитей, прядение, и сплетения их в ткань (ткацкими станками пользовались уже древние египтяне) были механизированными, шитьё оставалось исключительно ручной работой. Попытки придумать агрегат, способный воспроизвести ручное шитьё, предпринимались уже в XIV веке. Свидетельства рассказывают о созданном в середине XIV века голландцами огромном колёсном механизме, который был способен делать длинные прямые строчки, стачивая большие полотна ткани. Агрегат применялся при изготовлении парусов. Однако до наших дней ни дошло ни имени изобретателя, ни даже чертежей - одна легенда, позволяющая предположить, что первая машина совсем не походила на то, чем мы пользуемся сейчас.
Следующей сохранённой историей попыткой создания машины для шитья были чертежи вездесущего Леонардо да Винчи (конец XV века). Согласно рисункам неутомимого изобретателя, агрегат напоминал скорее верстак с зажатыми в тиски линейками. Так или иначе, этой задумке не было суждено воплотиться в жизнь.

Изобретение Томаса Сента, машина для шитья сапог и ботинок, 1790 год
Фото: madeupinbritain.uk

Последовавшие за этим попытки механизировать труд портных тоже были не слишком успешными, однако каждая из них понемногу приближала изобретателей к открытию. Например, в 1755-м Карл Вейзенталь получил патент на иглу, которую можно было использовать в швейном механизме - сам механизм, правда, оказался «нежизнеспособным». В 1790 году Томас Сент придумал машину для тачания ботинок и сапог - она шила одной ниткой. Век спустя энтузиасты попытались воспроизвести агрегат, следуя чертежам Сента. Машину собрали, но шить её заставить не удалось. В 1814-м австрийский портной Йозеф Мадерспергер попытался сделать швейную машинку на основе конструкции ткацкого станка: этот опыт тоже был неудачным, зато история обрела иглу с ушком у острия, как у современных машин.


Машина Йозефа Мадерспергера
Фото: polytechnic.edu.na

«Двести стежков в минуту»!

В 1830-м французу Бартоломью Тимонье удалось, используя иглу, придуманную Мадерспегером, сделать швейную машину, которая действительно работала. Тут же агрегат был тиражирован количеством в 80 штук и употреблён на нужды армии для шитья обмундирования. Через два года «Берлинская иллюстрированная газета» писала: «Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть её собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Всё это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики!». Машина давала цепной шов, используя одну нитку - стоило в таком шве порваться одному стежку, и весь он распускался.


Машина Бартоломью Тимонье, 1830 год
Фото: science4fun.info

Челнок как революция

Революцию в процессе создания швейной машинки произвело употребление в её устройстве механизма, действовавшего наподобие челнока. Такой способ уводил изобретателей от попыток заставить машинку воспроизвести ручной шов в одну нитку, делал строчку прочнее и приближал агрегаты к виду и устройству современных швейных машин. Теперь инициативу европейских изобретателей перехватили американцы. Несколько не самых удачных попыток в 1830−40-х, и наконец - в 1846 году американец Элиас Хоу создаёт высокоскоростную (300 стежков в минуту!) машину, которая поступает в продажу. Журнал «Scientific American» называет изобретение экстраординарным, однако портные, привыкшие шить по‑старинке, покупать новинку не спешат. Не добившись предпринимательского успеха в Америке, Хоу отправляется с пропагандой своего изобретения в Англию, но и там не добивается особого успеха. Почти разорённый, Хоу возвращается на родину и обнаруживает, что его детище тут довольно успешно продаётся. Однако значится создателем и заправляет делами совсем другой человек!


Машина Элиаса Хоу
Фото: recollections.biz

Как Зингер стал изобретателем машины Хоу

Человеком, подарившим популярность идее Хоу и заставившим мир перейти на машинную строчку, стал Исаак Меррит Зингер. Справедливости ради надо сказать, что, прежде чем дать изобретению Хоу своё имя и запустить агрегат в широкую продажу, Зингер его значительно усовершенствовал. Выходец из семьи немецких переселенцев, Зингер с детства отличался смелостью и самостоятельностью. В 12 он бросил школу и сбежал из дому, работал подмастерьем у механика, затем сбежал и оттуда, сделавшись бродячим артистом. Как следует поездив по Америке и, очевидно, познав себя и людей, Зингер вновь решил осесть и заняться работой с механизмами. В 20 лет он устроился в мастерскую, в том числе занимавшуюся починкой машинок Хоу. Машинки эти требовали ремонта постоянно, и у молодого механика был шанс досконально изучить их устройство. Однажды в сердцах он заявил боссу, что сможет сделать более совершенную и прочную машину, чем Хоу. Одолжив у приятеля 40 долларов, всего за 10 дней Зингер серьёзно доработал машину Хоу. Челнок он расположил горизонтально - нитки при шитье перестали путаться, добавил столик-доску для ткани и «лапку», прижимавшую материал к поверхности. В отличие от предшественницы, новая машина могла делать сколь угодно длинный шов и не обязательно прямой.


Первая швейная машинка Зингера
Фото: thespruce.com

В 1851-м Зингер получил патент, в 1852-м - продал первую машинку, в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество Singer Company, а через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Кстати, Элиас Хоу, вернувшийся в Америку и обнаруживший такое положение дел, подал в суд: иск его был удовлетворён, и Зингеру пришлось делиться с «первооткрывателем» механизма прибылью.


Статья о машине Зингера в «Scientific American"
Фото: smithsonianmag.com

Прибыль, между тем, была неплохая. Несмотря на весьма высокую цену, машинки Зингера быстро обрели популярность в Америке. Во‑первых, из-за уникального для тех времён предложения купить их в рассрочку, а во-вторых, из-за миллиона долларов, потраченных предпринимателем на рекламу. К 1863 году Singer Company продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи Singer появились во многих странах мира. К их числу относится и открытый в 1902 году в Подольске первый в России завод. Правда, к тому времени сам Зингер уже отошёл от дел, продав свою долю бизнеса компаньону. Кстати, сегодня компания его имени производит, помимо швейных машинок, уйму всего, от мебели и бытовых электроприборов до сложной военной и космической техники.

Для тех, кто шьёт:

По стопам Зингера



Силуэты старинных швейных машин
Фото: etaji.info

Дальнейшее усовершенствование швейной машины двигалось с куда более высокой скоростью. Развивало и усложняло своё детище сама империя Singer, плюс - по всему миру появились компании, идущие по её стопам: Pfaff, Veritas, Kaizer, Husqvarna, Janome… Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая - предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году. К началу ХХ века на специальных машинах уже шили не только одежду, но и брезентовые палатки, паруса, обувь, ремни, шляпы, шланги и переплёты книг. Примерно в то же время появились вышивальные и даже штопательные аппараты.


Одна из швейных машин Pfaff прошлого века
Фото: jomottershead.com

С годами вместе с функциональными возможностями менялся силуэт и отделка корпуса машинки. Дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры начиная со второй половины XX века перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски.


Одна из первых бытовых швейных машин Bernina
Фото: bernina.com


С приходом в промышленность пластика он частично заменил дерево и металл в производстве корпусов машин. С изобретением компьютера появились электронные машинки. Современная швейная машина часто - агрегат настолько сложный и многофункциональный, что все её возможности не изучишь даже за несколько дней работы. Между тем, во многих семьях по‑прежнему живы - и даже работоспособны! - машинки, сделанные век назад на подольском заводе, основанном компанией Зингера.

«Эволюция» швейной машины на примере Janome



1921


1948


1954


1964


1976


1983


2001


2006


2010


2015
Фото: janome.co.jp

В настоящее время многие виды деятельности невозможно представить без применения швейных машин - и как элемента огромной производственной аппаратуры, и как небольших приспособлений для домашнего использования. Но задумывались ли вы, сколько этому механизму лет и какие изменения он претерпел прежде, чем дошёл до современного потребителя в знакомом каждому виде?

Она начинается ещё со времён пещерных людей, когда впервые была создана игла из кости, больше похожая на шило и использовавшаяся для пробивания отверстий в шкуре, в которые продевалась нить. Ещё позже для последнего действия стали использовать крючок. А ещё пару веков спустя, люди научились проделывать в иголке ушко, которое располагалось на основании (забегая вперёд, первые иглы с ушком около острия были изобретены в 1814 году Йозефом Мадерспергером в Австрии, а позже запатентованы Исааком Зингером).

Кто создал первую швейную машину

Вновь вернулись к этому изобретению лишь в 1755 году, в Германии, виновником появления изобретения стал , который запатентовал устройство, копировавшее метод ручного получения стежка. Спустя 35 лет в Англии Томас Сент изобрёл швейную машину для изготовления обуви . После этого во Франции Бартелеми Тимонье придумал свою версию механизма и первым основал автоматизированную швейную фабрику. Но ничего из этого так и не вошло в обиход, а фабрику Бартелеми сожгли портные из-за боязни конкуренции.

И только спустя ещё 55 лет, уже в XIX веке американский изобретатель Эллиас Хоу разработал модель машинки, действительно пригодной для шитья качественной одежды , которая, впрочем, была ещё очень далека от современных версий. Она позволяла делать около трёхсот стежков в минуту.

Когда была создана первая швейная машина

История её возникновения происходит задолго до Леонардо Да Винчи, в XIV веке, в Голландии . Однако имя её создателя в исторических документах не сохранилось.

Как выглядела первая швейная машинка

Это был колёсный механизм для стачки длинных полотен из парусины, он был огромного размера и занимал собой значительное пространство. Швейные машины такого вида можно было увидеть в мастерских по производству парусов. До нашего времени ни изображения, ни описания таких агрегатов не дошли, однако, сохранились более поздние модели.

Так выглядело устройство Томаса Сента.

А это - Бартелеми Тимонье и его изобретение.

И, наконец, так выглядит первая швейная машина, использующая принцип челночного стежка, созданная Элиасом Хоу.

Как и говорилось ранее, проект Карла Вейзенталя копировал образование стежка вручную. Машинка Томаса Сента преимущественно использовалась для создания сапог и обладала ручным приводом, то есть, для того чтобы привести его в движение, необходимо было крутить специальное колесо. Устройство, созданное Бартелеми Тимонье, действовало по принципу однониточного цепного переплетения.

Швейная машина: история развития

содержало в себе челнок, действовавший по тому же принципу, что и в ткацких станках. Ткань накалывалась на шпильки транспортёра и механически передвигалась, а игла перемещалась в перпендикулярном направлении. Одна такая машинка заменяла труд пяти портных. Основным недостатком такого устройства было то, что оно зачастую выходило из строя, поэтому требовало значительного усовершенствования, чем и занялись другие изобретатели.

В середине XIX века это получилось сделать Исааку Зингеру . Он создал модель с ножным приводом , освобождающим руки портных, что позволяло им самим передвигать ткань в любых необходимых направлениях, а значит, производить не только прямые швы. Ткань фиксировалась специальной лапкой, а затем перемещалась при помощи зубчатого колеса. При помощи таких машинок, швеям удавалось создавать гораздо более длинные швы, чем в ранних версиях.

Имя Зингера на слуху практически у всех, кто когда-либо работал на швейных машинах. Созданные им устройства настолько надёжны и долговечны, что работают до сих пор, спустя более 150 лет!

СПРАВКА. До Хоу и Зингера прообраз их швейных машинок с использованием верхней и нижней нити был изобретён в Америке Уолтером Хантом, который не запатентовал его, беспокоясь о том, что огромное количество портных останутся без работы.

Исаак Зингер начинал свою карьеру инженером в мастерской по ремонту швейного оборудования. Толчком к работе над усовершенствованием машинок Хоу послужило то, что они часто попадали в руки Зингера в сломанном состоянии, поэтому он заключил пари с хозяином мастерской, что сможет изобрести гораздо более прочное устройство с долгим сроком эксплуатации. Свою знаменитую «машинку Зингера» он создал всего за 11 дней. Помимо прочих достоинств, она имела сменные механизмы, что позволяло самостоятельно покупать необходимые запчасти и значительно ускоряло ремонтные работы.

Поскольку промышленным компаниям было гораздо выгоднее содержать штат швей-поденщиц с низкими зарплатами, нежели приобретать дорогое по тому времени оборудование Зингера, им были выпущены более компактные версии для домашнего использования , которые можно было приобрести в рассрочку. Благодаря этому, их смогло себе позволить купить большое количество людей, что и обеспечило популярность создателю.

Однако прогресс двигался вперёд и через несколько десятков лет появились электрические швейные машины , приводимые в действие посредством небольшого моторчика и обладающие стандартным набором функций. Они применяются и до сих пор, в том числе и в быту, поскольку просты и удобны в использовании.

В настоящее время последние модели швейных машин обеспечены встроенным электронным микропроцессором. Их можно запрограммировать на создание строчек и рисунков высочайшей сложности. Участие человека в шитье сейчас ограничено лишь установкой необходимых параметров, всё остальное машинка делает сама.

Таким образом, история швейных машин прошла огромный и долгий путь, и нам остаётся только догадываться, какие метаморфозы с ней произойдут в будущем.

История швейных машин.

Domestic sewing machine. Mike Savad


Пожалуй, первейшей из швейных машин была одна из прародительниц, первой взявшей костяную (деревянную, каменную) иглу в свои руки. Причем, это было скорее шило, чем игла. Несколько позже был придуман крючок, а затем и собственно игла с ушком, причем ушко часто делалось в основании иглы, прямо как на современных швейных машинах. Первыми, где-то в четырнадцатом веке, следует считать голландцев, в чьих мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. К великому сожалению, неизвестно имя автора сего изобретения, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места. Ручные машинки появились около двухсот пятидесяти лет назад и не представляли собой механизм внешне похожий на современный.


Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи, но так и остался невоплощенным. В 1755г. немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежков в ручную. В 1790г англичанин Томас Сент изобрел швейную машину для пошива сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Б. Тимонье.
Все эти машины не получили широкого практического применения.


Швейная машина изобретённая Элиасом Хоу в 1845 г.


Изобретателем швейной машины челночного стежка считают американца Эллиаса Хоу, созданная им в 1845г., машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья чем, машины предыдущих изобретателей.


Элиас Хоу (англ. Elias Howe; варианты написания имени Элиас Хоу, Элиас Гоу, Элиас Хоув, Илайес Хау, 9 июля 1819, Спенсер (англ.)русск., Массачусетс, США - 3 октября 1867, Нью-Йорк, США) - американский механик и предприниматель; один из изобретателей швейной машины



Элиас Хоу



Элиас Хоу



Элиас Хоу 1867


Материалы в ней устанавливали вертикально, накалывали на шпильки транспортирующею рычага и перемещали в прямом направлении. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок похожий на челнок ткацкого станка совершал возвратно-поступательное движение. Машина получила практическое применение, но ее появление вызвало смятение среди портных.


Howe, Elias sewing machine



Model 12 "boat" shuttle



Челнок пуля в старых Зингерах


Последующими изобретателями, швейная машина была усовершенствована. В первых машинах А. Вильсона (1850г.) и И. Зингера (1851г.) игле сообщалось вертикальное движение, а материалы прижатые лапкой, располагались на горизонтальной платформе.

Принцип формирования строчки машиной челночного стежка. Вертикальный ротационный


Прерывистое перемещение материалов осуществлялось зубчатым колесом, а затем зубчатой пластиной (рейкой). Здесь швейная машина была практически доведена до совершенного вида.



На вопрос: "Кто изобрел швейную машину?" - большинство, не задумываясь, ответят - Зингер. Действительно, машинки Зингера, купленные прабабушками, до сих пор исправно работают во многих семьях. А кое-кто, возможно, вспомнит, что Зингер, получая патент на свое изобретение, изо всего множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Действительно, сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.


Исаак Меррит Зингер


Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что первый патент на машину для шитья обуви был выдан англичанину Томасу Сену в 1790 году. Машина, видимо, оказалась неудачной, и подробностей о ее работе не сохранилось. Не лучшими оказались и конструкции англичан Стоуна и Хендерсона 1804 года. Иглу с ушком возле острого конца предложил в 1814 году Мандерспергер, но и он успеха не добился. Создателем современной швейной машины по праву считается американец Элиас Хоу.
Его машина, построенная в 1845 году, была сконструирована весьма удачно и делала до 300 стежков в минуту.


Эдвард Харрисом Мей Портрет Исаака Меррита Зингера 1869


В апреле 1845 года Элиас Хоу создаёт первую рабочую версию своей швейной машины, 10 сентября 1846 года получает патент США #4750 на разработку машины, использующую стежок типа «локстич» (закрытый, челночный стежок). Элиас Хоу был не первым, кто придумал и создал швейную машину, до него в этой области работали такие инженеры, как Бартелеми Тимонье и Уолтер Хант, но именно Хоу стал обладателем патента на ключевую технологию. Швейная машина Хоу могла делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту, журнал «Scientific American» называет изобретение «экстраординарным».

Хоу не смог организовать производство и продажу машин у себя на родине и в 1846 году отправляется в Англию, где продаёт права на использование своей машины на территории Великобритании Уильяму Томасу, производителю корсетов, обуви и зонтов.


Первая швейная машинка Singer


После возвращения в США Хоу обнаруживает, что швейные машины похожей конструкции уже продаются, в частности машина Айзека Зингера выглядела усовершенствованной версией машины Хоу. Элиас подаёт в суд и после 5 лет разбирательств, в 1854 году, суд признаёт приоритет Хоу, остальные производители вынуждены платить ему роялти. Хоу и Зингер временно объединяют свои активы и получают по 5 долларов со всех проданных швейных машин, но их сотрудничество длится недолго.


Die Gartenlaube, 1853 (The Garden Arbor). German


Первый патент на изобретение швейной машины был выдан англичанину Чарльзу Вейзенталю в 1755 году, который получил патент на иглу, которую можно использовать для шьющего механизма. Машина же так и не была создана. Прошло еще 34 года до изобретения англичанина Томаса Саинта, которое и рассматривается как первая реальная швейная машина. В 1790 изобретатель запатентовал машину, в которой шило делало отверстие в коже и позволяло игле проходить через нее. Критики указывали на то, что весьма возможно, что Саинт только запатентовал идею и наиболее вероятно, что сама машина так никогда и не была построена. В 1880-ых была сделана попытка воспроизвести машину по рисункам Саинта, оказалось, что она не будет работать без значительной модификации.


Die Gartenlaube (The Garden Arbor). German


История переносится в Германию, где около 1810 года, изобретатель Бальтазар Кремс изобретал машину для шитья кепок. Никакой точной даты нельзя указать, так как Кремс свои изобретения не запатентовал. Австрийский портной Джозеф Мадерспергер изобрел ряд механизмов в начале 19-ого столетия и получил патент в 1814 году. Он все еще работал над изобретением до 1839 года, на помощь, предоставленную австрийским правительством, но так и не сумел собрать воедино все элементы в одной машине и, в конечном счете, умер нищим.


Water turbine driven sewing machine


Еще два изобретения были запатентованы в 1804 году, одно во Франции Томасом Стоуном и Джеймсом Хендерсоном - машина, которая пыталась подражать ручному шитью, другое Скоттом Джоном Дунканом машина для вышивки, использовавшая множество игл. К сожалению, ничего не известно о судьбах этих изобретений. А в 1830 году французу Бартоломи Тимонье был выдан патент французским правительством, так же ему был дан правительственный заказ на изготовление партии машин для пошива военной формы. К 1940-му году была построена небольшая фабрика, насчитывающая 80 машин.


Швея (портниха) - рисунок конца XIX века




Но разгневанные портные, шьющие вручную, разгромили фабрику, уничтожив все машины. Тимонье с новой моделью машины уехал в Англию, где основал первую фабрику по производству одежды. К сожалению, он прогорел и умер в нищете в 1957 году. В Америке квакер Уолтер Хунт изобрел в 1833, первую машину, которая не пробовала подражать ручному шитью, а имела почти тот же вид, что и все последующие, т.е. иглу с отверстием на конце и две шпульки. Недостатком ее являлось то, что она шила только прямо и небольшой отрезок ткани. Девятью годами позже, его соотечественник, Джон Гриноуг, изобрел рабочую машину, в которой игла полностью проходила через ткань.


Goldsmith


Хотя модель была сделана и показана, в надежде продажи ее швейным магнатам, ею никто не заинтересовался. В 1845 году американец Элиас Хоу получает патент на первую машинку с челночным механизмом.


Элиас Хоу


Если вам будет интересно, как они выглядела и работала эта машинка, то этот тип машинок можно и сейчас встретить у некоторых бабушек, которую в народе называют по имени изготовителя "Поповкой". Изготавливалась она в мастерских купца Попова под маркой "Singer", "Супруги Поповы", "Singer и Попов".

В 1870 году открылся Торговый дом Поповых, который занял главенствующие позиции на рынке швейных машин и стал тогда самым известным в России. Продаваемые машины получили название «поповка» и «белоручка» из-за белой керамической ручки привода. Изготавливалась она в мастерских купца Попова под маркой «Singer», «Супруги Поповы», «Singer и Попов».



Швейная машина челночного стежка фирмы «NAUMANN» (Германия 1894-1896). Изготовлена по специальному заказу Торгового дома Попова в связи с 25-летием его работы:


Швейная машинка NAUMANN юбилейная 1870-1895


Интересна юбилейная серия машинок. На основании - фото супружеской четы Поповых. Фирма «Попов и К» в начале XX века занималась закупками швейных машин в Германии и реализацией их на территории России.


Швейная машинка VERAS юбилейная 1870-1895


Челнок двигался вдоль машины, игловодитель - квадратного сечения, регулировка натяжения нити была самой примитивной. Как правило, в челноке нить проходила через дырочки и чем больше, тем сильнее натяжение. Надо сказать, что при всех своих недостатках эти машины служат людям и поныне. Очень часто их используют при прошивке толстых кож (ремни) и брезента.

К недостаткам можно отнести низкую скорость стачивания и плохую регулировку натяжения нити. Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году, когда сразу три изобретателя Вильсон, Гиббс и Зингер запатентовали новые конструкции. Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым "качающимся челноком". Суть изобретения - челнок стал ходить не вдоль машины, как раньше, а совершал дугообразное движение поперек станины машины. Одновременно с этим изменился вид челнока, более удобную для прохождения через него нити, а тек же более совершенную регулировку натяжения нити. Нить челнока регулировалась пружиной, а верхняя нить регулировалась чашечками нитенатяжителя.

В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество "И.М.Зингер и Ко", а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин. Предприятие росло и развивалось. Секрет успеха заключался не только в популярности самой продукции, но и в результате новаторских рыночных стратегий. Уникальная по тем временам система продаж в рассрочку позволила компании к 1863 году завоевать мировую известность и лидерство. В конце 19-го века был настоящий бум по производству и покупке швейных машин. Многие известные фирмы появились именно в это время.
В Германии это "Pfaff", "Veritas", "Kaizer" и несколько теперь неизвестных фирм.


Pfaff



Singer Red eye Nadine 1921



This is a fiddle-base Singer "New Family" Model 12. Two serial numbers mean it was either made on October 31st 1888 at the Kilbowie factory in Scotland OR May 27th 1876 in Glasgow



Швейная машинка 1878-1902 года выпуска, производство «The Hengstenberg&Anker Sewing Machine Companies», город Билефельд, Германия



Швейная машина, 1903 г., Производство «Gritzner High-Arm Transverse Shuttle Machine – Treadle», Дурлах, Германия



Швейная машина «Singer» 1906 года выпуска. Произведена в городе Elizabeth, New Jersey USA



Швейная машина «Singer» 1910 года выпуска. Произведена в городе Elizabeth, New Jersey USA



Швейная машина «Singer» 1911 года выпуска. Произведена в городе Подольск, Россия



Швейная машина «Singer» 1914 года выпуска. Произведена в городе Clydebank, Scotland



Швейная машинка 1948-1958 года выпуска. Производство «Подольский механический завод им. Калинина», СССР



Швейная машинка Зингер. Россия, 1900г.



Barthélemy Thimonnier, portrait from Le Petit Journal Supplement Illustre, 1907

История изобретения швейной машины

Есть несколько вещей, заметно облегчивших «женскую долю», но швейную машинку справедливо называют самой главной. Именно про нее известный индийский философ и общественный деятель Махатма Ганди сказал, что это «одна из редких полезных вещей, изобретенных человечеством».
За свой многолетнюю историю швейная машинка прошла огромный путь. И сейчас, глядя на современные машинки-компьютеры, выполняющие самые невероятные операции, как-то трудно представить себе, что были времена, когда просто ровная машинная строчка считалась чем-то уникальным.
На протяжении всей своей истории человечество мастерило себе одежду, наверное поэтому, в эпоху механизации неоднократно совершались попытки механизировать и этот, такой нужный, но очень тяжелый процесс.
По одной из версий, история механизированного шитья началась в Европе в середине XIV века с шитья парусов. Голландии, этой средневековой морской сверхдержаве, требовалось большое количество парусов. Но чтобы сшить парус, требовалось очень прочно скрепить между собой большие куски толстой материи, на что уходило много времени и сил. И вот кто-то создал механизм (огромный колесный агрегат), который стачивал огромные куски ткани.
Но время тогда было суровое, о патентах никто и не задумывался, так что владельцы чудо-машины больше беспокоились о сохранении тайны ее устройства, чем о продвижении прогресса всего человечества. И так хорошо преуспели в своем начинании, что не оставили потомкам ничего, кроме легенды о гигантском предке швейных машинок.
Хотя, возможно, это всего лишь легенда, выдуманная парусными мастерами для объяснения того, как их голландские конкуренты так быстро и качественно шили паруса.
В пользу этого говорит и то, что в конце XV века Леонардо да Винчи пробовал восстановить утерянный швейный агрегат, но дальше эскизов не продвинулся.

Пустя почти 100 лет, в конце XVI века, англичанин Уильям Ли, внимательно наблюдая за движением вязальных спиц в руках жены, придумал машинное вязание, по своему принципу напоминающее образование цепных стежков.
Надо сказать, что все изобретатели того периода грешили одним: они пытались в своих агрегатах скопировать работу швеи, и даже использовали для этого иглы, имеющие отверстие для нитки на утолщенном конце.
В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина все также копировала принцип ручного образования стежков.
1790 году англичанин Томас Сент получил патент на швейную машину, которая могла быть использована на практике для пошива изделий из кожи, в частности, сапог.
Конструкции этой машины было еще далеко до современной, но машина имела иглу с двумя остриями и ушком в средней части, прерывистую подачу материала. У нее уже были регулятор длины стежка, горизонтальная игольная пластинка и игловодитель, совершающий возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости.
Машина не получила распространения. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка, а некоторые принципиальные технические решения, заложенные в ней, используются до сих пор. Так в специальных машинах для шитья перчаток применяется игла, заостренная с двух сторон и имеющая ушко посередине.
Еще два изобретения были запатентованы в 1804 году: одно во Франции Томасом Стоуном и Джеймсом Хендерсоном – машина, которая пыталась подражать ручному шитью, другое Скоттом Джоном Дунканом машина для вышивки, использовавшая множество игл. К сожалению, ничего не известно о судьбах этих изобретений.
В 1808 году появляется машина англичанина Д. Пири, но в основе ее лежал тот же принцип получения стежков. И поскольку эти стежки были однониточными и легко распускаемыми, то машина также не прижилась в швейном деле. Зато по такому же принципу сделаны современные детские швейные машинки.
История переносится в Германию, где около 1810 года, изобретатель Бальтазар Кремс разработал машину для шитья кепок. Никакой точной даты нельзя указать, так как Кремс свои изобретения не запатентовал.
Йозеф Мандерспергер из Вены с 1807 года занимался усовершенствованием швейной машины, в которую вкладывал все свои сбережения и тратил все своё свободное время. В 1814 году представил свою первую швейную машину, которая имитировала движение человеческой руки при шитье, а также предложил иглу с ушком возле острого конца. Но и он не добился успеха. После нескольких неудачных вариантов, в 1839 предложил машину, которая имитировала процесс ткачества и выполняла цепной стежок. Не имея собственных средств, чтобы организовать производство, уступил модель Политехническому институту.
Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Бартелеми Тимонье. В 1829 году он изобрел швейную машину и в 1830 году подписал контракт с горным инженером Огюстом Ферраном, который сделал необходимые чертежи и представили заявку на патент.
Первая швейная машина была деревянной. Колесо машины вращалось с помощью педали. Машина Тимонье использовала только одну нить и иглу с крючком, которая выполняла тамбурный шов, и делала до 200 стежков в минуту, в то время как обычный портной – всего 30.
Патент на его машину был выпущен 17 июля 1830 года на имя обоих мужчин, при поддержке французского правительства. В том же году он открыл (вместе с партнерами) первую автоматизированную швейную мануфактуру в мире. Он должен был производить военную форму. 20 января 1831 года рабочие, в результате этого изобретения опасавшиеся безработицы, сожгли фабрику Тимонье и чуть не убили его самого.
Препятствие было в игле. И только в 1834 году американец Уолтер Хант понял это и изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, для образования которого требовались две нити: верхняя и нижняя, совсем как в привычных нам швейных машинах. Недостатком машины являлось отсутствие регулировки натяжения нижней нитки, и что она шила только прямо и небольшой отрезок ткани.
В 1842 году американец Джон Гриноуг, изобрел рабочую машину, в которой игла полностью проходила через ткань. Несмотря на то, что машина была сконструирована и работала, она не получила широкого применения.
Изобретателем швейной машины челночного стежка считают американца Элиаса Хоу. Созданная им в 1845 году, машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья, чем машины предыдущих изобретателей. Материалы в ней устанавливали вертикально, накалывали на шпильки транспортирующего рычага и перемещали в прямом направлении. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок, похожий на челнок ткацкого станка совершал возвратно-поступательное движение. Машина получила практическое применение, но ее появление вызвало смятение среди портных.
В апреле 1845 года Элиас Хоу создает первую рабочую версию своей швейной машины, 10 сентября 1846 года получает патент США #4750 на разработку машины, использующую стежок типа «локстич» (закрытый, челночный стежок). Элиас Хоу был не первым, кто придумал и создал швейную машину, до него в этой области работали такие инженеры, как Бартелеми Тимонье и Уолтер Хант, но именно Хоу стал обладателем патента на ключевую технологию.
Швейная машина Хоу могла делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту. Челнок двигался вдоль машины, игловодитель – квадратного сечения, регулировка натяжения нити была самой примитивной. Как правило, в челноке нить проходила через отверстия, и чем больше, тем сильнее натяжение. К недостаткам можно отнести низкую скорость стачивания и плохую регулировку натяжения нити.
Хоу не смог организовать производство и продажу машин у себя на родине и в 1846 году отправляется в Англию, где продает права на использование своей машины на территории Великобритании Уильяму Томасу, производителю корсетов, обуви и зонтов. После возвращения в США Хоу обнаруживает, что швейные машины похожей конструкции уже продаются. В частности, машина Айзека Зингера выглядела усовершенствованной версией машины Хоу.
Элиас подает в суд и после 5 лет разбирательств, в 1854 году, суд признаёт приоритет Хоу, остальные производители вынуждены платить ему роялти.
Хоу и Зингер временно объединяют свои активы и получают по 5 долларов со всех проданных швейных машин, но их сотрудничество длится недолго.
Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году, когда изобретатели Ален Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и И.М. Зингер запатентовали новые конструкции.
В изобретении Хоу ткань надо было держать вертикально, а это было не очень удобно и Джеймс Гиббс догадался перевернуть это устройство. А в 1856 г. Д. Гиббс изобрел швейное оборудование с прямой иглой, которая используется до сих пор.
Следующий изобретатель Джон Бачелдер к изобретению Хоу добавил лапку для придерживания ткани, и оно стало напоминать современные механические машинки.
В швейном аппарате А. Вильсона, а позже в 1851 году и в машинах Зингера и Гиббса игла двигалась вертикально, а материалы, прижатые специальной лапкой, располагались на горизонтальной платформе. Прерывистое перемещение материалов осуществлялось зубчатым колесом, а затем зубчатой пластиной (рейкой). Здесь швейная машина была практически доведена до совершенного вида.
Наиболее удачливым из них был А́йзек или Исаа́к Ме́ррит Зи́нгер, оборотистый коммерсант и неплохой инженер. Сделав в машине Хоу несколько довольно ценных усовершенствований, он сумел развернуть ее производство не только в Америке, но и в Европе, разрекламировав швейную машинку как собственное изобретение.
В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу.
Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.
Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым «качающимся челноком». Суть изобретения: челнок стал ходить не вдоль машины, как раньше, а совершал дугообразное движение поперек станины машины. Одновременно с этим изменился вид челнока, на более удобную для прохождения через него нити, а так же более совершенную регулировку натяжения нити. Нить челнока регулировалась пружиной, а верхняя нить регулировалась чашечками нитенатяжителя.
Кроме того, Зингер расположил челнок горизонтально (благодаря этому нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машину ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками).
Эти нововведения стали базовой схемой швейной машины на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов. Первый экземпляр «Зингера» был продан за сто долларов. Это был едва ли не первый случай в истории, когда первый образец изделия не только окупил все затраты на предварительные разработки, но и принес прибыль.
В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество «И.М. Зингер и Ко», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин. Предприятие росло и развивалось. Секрет успеха заключался не только в популярности самой продукции, но и в ряде новаторских рыночных стратегий.
Уникальная по тем временам система продаж в рассрочку позволила компании к 1863 году завоевать мировую известность и лидерство. В конце 19-го века был настоящий бум по производству и покупке швейных машин. Многие известные фирмы появились именно в это время. В Германии это «Pfaff», «Veritas», «Husqvarna» «Kaizer» и несколько теперь неизвестных фирм.
Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В.Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.
Сейчас, швейная машинка – это высокотехнологичное изделие, умеющее не только шить, но и вышивать. Очень часто эти устройства управляются не швеей, а компьютером. Но в них все еще можно узнать тот первый агрегат, который Исаак Меррит Зингер продал за 100 долларов – огромные деньги в далеком 1851 году.
Материал собран из интернет-источников, структурирован по хронологическим событиям

Похожие публикации