Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект

Под интеллектом, как правило, понимается то, что принято называть «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для трудностей самого разного характера. Чтобы ваш ребёнок был успешен, легко заводил новые знакомства, уверенно расставлял приоритеты и упорно добивался своей цели, уделяйте внимание развитию его интеллектуальных способностей уже в раннем детстве.

Простые, но эффективные способы развития интеллекта дошкольника

Способ 1: Творите вместе

  • лепите;
  • рисуйте;
  • займитесь оригами;
  • плетите орнаменты из бисера;
  • создавайте простые и сложные аппликации;
  • пойте дуэтом или организуйте семейный ансамбль;
  • делайте оригинальные фигурки из воздушных шариков.

Вы можете выбрать любой приятный для вас вариант совместного досуга, но при этом обеспечить развитие творческого интеллекта ребёнка. Через творчество малыш получает мощный заряд для развития воображения, образного мышления, эмоциональной сферы.

Важно, чтобы творчество было совместным фактически, а не формально. Найдите возможность увлечься процессом. Не обязательно делать занятия ежедневными, но 2-3 часа в неделю на подобное глубокое погружение в совместное созидание можно выделить даже при напряжённом графике.

Способ 2: Читайте вслух

Чтение вслух, когда читает взрослый, а чадо, удобно устроившись рядом, внимательно слушает, вносит в интеллектуальное развитие ребёнка огромнейший вклад:

  • воспитание сопереживания;
  • обогащение словарного запаса;
  • повышение уровня общей эрудиции;
  • поощрение здоровой любознательности;
  • стимулирование мыслительного процесса.


Если ваш ребёнок уже вступил в старший дошкольный возраст (т. е. ему уже исполнилось 5 лет), вы можете подбирать для чтения произведения, интересные и взрослому читателю. Не ограничивайтесь исключительно простыми и увлекательными для ребёнка сюжетами. Расширяйте детский кругозор, обсуждайте с ним прочитанное, фантазируйте на темы «Что было бы, если бы герой поступил иначе» и «Почему герой оказался в такой ситуации».

Вы удивитесь, как быстро при таком подходе ваш кроха будет демонстрировать аналитический ум и способность мыслить критически. Ваш ребёнок станет достойным собеседником, если вы позволите его интеллекту раскрыться.

Способ 3: Настольные игры

  • пазлы;
  • домино;
  • пятнашки;
  • кубик Рубика;
  • конструктор;
  • лабиринты;
  • шахматы;
  • шашки.

Список настольных игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления можно продолжать и продолжать. Современным родителям есть из чего выбрать! Детские магазины пестрят красочными упаковками и привлекающими внимание названиями.

Идеально, если вы будете выбирать развивающие настольные игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Способ 4: Следите за эмоциональным благополучием ребёнка

Чтобы ваши усилия давали именно те результаты, на которые вы рассчитываете, обратите внимание на то, как ощущает себя ребёнок. Какие эмоции у него доминируют, формируя общий эмоциональный настрой:

  • спокойствие, комфорт;
  • уверенность в своих силах;
  • заинтересованность в занятиях;
  • ощущение себя любимым и желанным.

В старшем дошкольном возрасте ребёнку особенно важно получать образцы здоровых социальных взаимоотношений. Он должен видеть в собственной семье, что значит взаимное уважение и поддержка. Не стесняйтесь говорить ласковые слова, хвалить за успехи и подбадривать, когда что-то не удаётся с первого раза. Избегайте оценочной, негативной лексики. Не допускайте, чтобы ребёнок в 5-6 лет сомневался в своих интеллектуальных способностях.

Каждый ребёнок - потенциальный гений. Раскрыть этот потенциал - задача внимательных, любящих взрослых. Впрочем, не обязательно ставить целью воспитание гения, чтобы понимать, как важно развить интеллект у ребёнка перед школой. Развитый интеллект - это основа для успешности малыша в любых его начинаниях.

Развивайте интеллект ребёнка, получая удовольствие от процесса и испытывая гордость от результатов. Пусть ваше родительство будет наполнено счастьем!

Родителей часто интересует вопрос: «Как же развить интеллект своему ребёнку?» Чтобы ваш малыш стремился к познанию мира, нужно наблюдать за ним, постепенно выявляя способности. Интеллектуальное развитие ребёнка зависит от многих факторов. От кого же передаётся склонность к мышлению, чьи гены задействованы больше?

В результате исследований было обнаружено, что умственные способности преимущественно передаются от матери, однако, на развитие ума оказывает влияние среда, в которой воспитывается ребёнок. После того как у малыша сформирован характер, появляется стремление узнавать мир. - И здесь, чтобы развить интеллект, нужно стимулировать желание к познанию. Чтобы привить крохе интерес, нужен комплексный подход, главная цель которого - предоставление выбора.

Интеллектуальное развитие ребёнка происходит ещё тогда, когда он находится в утробе. Некоторые мамы слушают классическую музыку, и это правильно! Мелодия должна быть плавной, нежной и красивой. Клетки мозга активизируются и малышу передаётся только позитивная информация.

Факторы развития интеллекта в детском возрасте

Простые способы развития умственных способностей ребёнка

Развивайте любовь к творчеству в раннем возрасте

Обеспечьте свободу выбора игрушек, не навязывайте то, что не нравится малышу. Ребёнок может проявить фантазию, организовав игру и поставив перед собой определённую задачу.

Умственные способности проявляются тогда, когда он сам ищет выход, наблюдает ситуацию, анализирует решения и делает вывод.

Покупайте только то, что ему нужно: не скупитесь на карандашах, фломастерах, игрушках, обеспечьте максимальную свободу выбора, подарите увлекательные раскраски, цветные книжки. Старайтесь сделать все, чтобы ребёнку было интересно познавать мир. Исключите из режима дня компьютер, не приучайте малыша к интернету с ранних лет, тем белее компьютер пагубно влияет на глаза. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и бодро, обеспечьте надлежащий режим сна.

Выявите таланты ребёнка

Интеллектуальное развитие ребёнка часто зависит от склонностей к тому или иному ремеслу. Чтобы развить интеллект, необходимо выявить чем интересуется ребёнок. Родители должны понять, что привлекает малыша, какое его любимое занятие. Некоторые мамы любят отдавать детей в школы раннего развития, они хотят, чтобы кроха учился уже с пелёнок. Это неправильно: чтобы появилось желание учиться, следует предоставить психологический комфорт. Не перегружайте малыша, тем более в раннем возрасте, дайте ему возможность побыть ребёнком без забот, без лишних хлопот и нагрузок. В специализированные кружки можно отдавать с 5–6 лет, но никак не с 3-х.

От кого передаётся талант? - вопрос довольно сложный. Гены, конечно, играют роль, однако, если дети не развивают свои задатки, результата не будет. Чтобы умственное развитие ребёнка шло плодотворно, важно следить за его здоровьем. Крепкий, здоровый малыш будет радовать своими достижениями.

Развивайте творческое воображение

Развитие интеллекта у детей зависит не только от обучения их говорить, писать, читать, - важно уделить внимание творческому воображению. Предоставьте возможность творить, нужно чтобы малыш проявил фантазию в чем-либо, например, в художестве. Возможно, на ум придёт какой-нибудь новый танец, или захочется сшить наряд для куклы. Важно заметить, что ему нравится. От кого передаётся творческое воображение? И от матери, и от отца. Если вы заметили, что ребёнок проявляет интерес к тому или иному ремеслу, не спешите отдавать его в секцию, позанимайтесь с ним дома и приучитесь к творчеству вместе.

Важно поддерживать малыша в том или ином направлении, не навязывайте что-то своё, относитесь с пониманием, и радостью к тому, что он делает.

Важно помнить: чтобы развить интеллект, необходимо выявить творческие способности. Проявляйте фантазию с помощью кулинарных творений! Ваш малыш наверняка любит красиво украшенные блюда. Дайте возможность нарисовать розочки на торте или сделать пирог в виде зверушки, можно вылепить фигурку из теста. Предоставьте широкий простор для проявления фантазии!

Некоторые дети любят решать логические задачи, им это приносит колоссальное удовольствие. После учёбы и отдыха просто сядьте вместе и предложите интересную задачу, которая будет отличаться от школьной. Чтобы развить ум малыша, нужно его заинтересовывать. Даже такие простые игры, как лото, домино и шахматы становятся полезными. Ведите дружеские беседы, причём по любым вопросам. Не ущемляйте точку зрения вашего малыша, давайте высказаться и выразить то, что на уме. Относитесь с пониманием к каждому слову и тогда ваш ребёнок будет ещё более радостным, дружелюбным и сообразительным.

В передаче психолог, логопед-дефектолог рассказывает как развивать интеллект у ребёнка:

Во время длительной поездки, в дождливую погоду или на даче вдали от игрушек ребенка можно занять увлекательной и полезной игрой. Интеллектуальные игры хороши своей доступностью и развивают ребенка. С их помощью время пролетит незаметно. И при этом они не требуют денежных затрат или особой подготовки.

Направленность интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать:

  • Память. В процессе игры работает как непроизвольная, так и произвольная память – даже дети дошкольного возраста прекрасно запомнят информацию, поданную в такой форме.
  • Внимание. В интересной игре ребенок максимально сосредотачивает его, стараясь не упустить из виду малейшие детали.
  • Мышление. Думая над сложной, но увлекательной задачей, школьник сможет превосходно натренировать этот навык, усвоить алгоритмы решения на будущее.
  • Логику. Интеллектуальные игры неразрывно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы детям младшего возраста и усовершенствовать у более старших школьников.
  • Речь. Ряд игр, задействуя речь ребенка, развивают артикулярный аппарат и помогают усваивать новые грамматические конструкции.

Игра может иметь свою специфику и быть направлена на развитие только одного из этих процессов или же тренировать несколько навыков. В сегодняшней статье мы будем рассматривать мультизадачные игры. Помимо вышеперечисленных процессов они также помогут развить фантазию, творческое мышление, мелкую моторику и др.

Принципы применения интеллектуальных игр

Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:

  • Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
  • Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
  • Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.

Игра «Обезьянка»


Обезьянничать не всегда плохо!

Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений

Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».

Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.

«Какой предмет убрали?»

Что развивает: внимание, память, логику

Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей начальной школы – 5-9). Задача ученика – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.

Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.

«Хронологическая последовательность»

Что развивает: память, внимание, мышление, речь, логику

Необходимо подготовить несколько картинок по мотивам сказки. Например, к сказке колобок можно нарисовать деда и бабку, веселого колобка, зайца, волка и т.д. Можно поискать соответствующие изображения в книгах и интернете.

«Рассказ по картинкам»


Что позволяет развивает: внимание, логику, речь, фантазию

Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.

«Расположи в правильной последовательности»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Ребенку необходимо расположить предметы в правильной последовательности на основе логических условий. Пример:

Зеленый круг не может стоять рядом с красным квадратом. Синий треугольник должен стоять перед зеленым кругом, но после желтого квадрата. Красный квадрат всегда последний. Желтый квадрат идет в паре с синим треугольником…

«Рамка из шариков»

Что развивает: внимание, мышление

Задача: Представь, что у тебя есть 15 шариков. 5 из них желтого цвета, 5 –синего, 5 – красного. Тебе нужно расположить их в треугольной рамке так, чтобы рядом не было шариков одинакового цвета.

«Разгадай код и дополни»

Что развивает: память, внимание, мышление, логику

Ребенку предъявляется ряд изображений, которые подобраны по определенному принципу. Задача – разгадать этот принцип (код) и дополнить ряд.

Например, последовательность:


Какую фигуру нужно поставить вместо знака вопроса:


Картинки из Акимова Г. Е. «SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности»

«Геометрический шифр»

Что развивает: внимание, память, логику, мышление, речь

Ребенку предлагается следующая схема:

И условия:


Таким образом кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать. Например:

Картинки из Харт-Дэвис А. «Удивительные математические головоломки»

«Переверни чашки»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Перед ребенком в ряд ставится семь чашек дном вниз. За один ход можно переворачивать три чашки (не больше и не меньше). Задача: за три хода правильно поставить все чашки.

«Викторина»

Что развивает: внимание, память, мышление, речь

Перед началом игры необходимо составить ряд вопросов на общий интеллект, знания, эрудицию, сообразительность. Вопросы могут быть как с вариантами ответов (Сколько планет в солнечной системе? А) 6; Б) 3; В) 8; Г) 9.), так и без (Сколько всего в России было императоров?).

Для повышения интереса к игре можно присуждать ребенку баллы за каждый правильный ответ, а потом обменивать их на призы. Или же устроить небольшое соревнование между детьми, кто даст больше правильных ответов.

«Загадки с подвохом»


Что развивает: внимание, память, мышление, логику, речь

Существует огромное множество загадок с подвохом, разгадывать которые интересно и взрослым, и детям:

  • Могут ли руки быть местоимением? Если да, то когда? (Когда они вы-мы-ты)
  • Какая птица, станет самой большой в Европе, если потеряет всего лишь одну букву? (Иволга)
  • Какой месяц самый короткий? (Май – всего три буквы)
  • Когда черному коту войти в дом легче всего? (Когда открыта дверь)
  • В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? (В феврале – короткий месяц)

Найти такие загадки можно в книгах или в интернете.

Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребенка (комплексная программа развивающих игр)
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.
Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие остается в его памяти навсегда.
В процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти. внимания, мышления, воображения и т. п. в наиболее естественной для него форме
- игре . Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности и т. д. Без этих навыков ребенку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе.
Перед проведением какой-либо игры убедитесь в готовности детей к ней (знают ли дети буквы, умеют ли считать, различают ли гласные и согласные звуки и т. д.).
Помните, что эти игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.

Занятие 1
1. Знакомство
Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя. Второй ловит мяч и называет свое имя. И так далее.
Один ребенок подходит к другому, прикасается своими ладошками
к его ладошкам я называет свое имя, второй в ответ называет свое и т. д.

2. Прямой счет
Ведущий бросает ребенку мяч и говорит: Раз, ребенок ловит мяч и
продолжает счет: Два. Затем бросает мяч следующему ребенку.
продолжал счет: Три. Тот ловит мяч: Четыре., и т. д.
3 . « Слушай хлопки»
Играющие ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу плакучей и вы . (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопает в ладоши дважды, они принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка дети возобновляют ходьбу.
4. Обратный счет
Ведущий бросает ребенку мяч в называет цифру 12. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке - 11. Бросает мяч другому ребенку, продолжая счет в обратном порядке, 10. Тот ловит мяч 9. И так далее.
5. «Послушай, что за окном »
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за дверью, затем за окном, затем - за дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал.
Занятие 2
1. Закрепление знакомства
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей (произвольно) и спрашивает у всех детей, стоящих кружком : «Как зовут этого мальчика (Девочку)?» Дети хором называют его имя. И так несколько раз.

2. «Не пропусти растение»

Развитие способности к переключению внимания

Играющие садятся в кружок и внимательно слушают слова, которые Произносят ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретятся название растения, дети должны встать и тут же сесть обратно.

Варианты слов
ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ , КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА,
ДОМ, МАШИНА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ. ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ,
ГРАФИН, ГВОЗДIIКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА,
ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА,
КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД. СОБАКА, БАНАН,
ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА. КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧЮI, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА,
Игра проводится дважды. Дети, допускающие ошибки дважды, выбывают из круга. Игра продолжается до тех
пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

3. «Делай, как я»

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу -второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем по сигналу ведущего дети должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. Ребенок, допустивший ошибку дважды, выбывает из игры Так продолжается да тех пор, пока не останется один ребенок победитель.

4. «Кто больше увидит и запомнит?»

Развитие внимания и памяти

Детям предлагается следующее занятие: пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы, в названии которых два слога. При произнесении ведущим последнего числа «тридцать» все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет все, что запомнил; затем остальные дети дополняют его. После того как все перечисляли все, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено. Возможны разнообразные варианты этой игры. Например, на меньший счет (до 20) перечислить в комнате все предметы, в названии которых присутствует только одна гласная.

5. «Внимательные руки»

Развитие произвольного внимания, фонематического слуха

Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них. Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук «И», поднимают правую руку если есть звук «Й» - левую; если нет ни того, ни другого - руки остаются на коленях.
ЛИФТ, ВАТИН,
ЙОД , МЕТРОПОЛIIТЕН, ИНЖЕНЕР, ВОРОБЕЙ, ИГРА, КАРАНДАШ, ПЕРО, АЛМАЗ, БУЙВОЛ, ВАГОН, ЗЛАТОГРИВЫЙ, КЛИМАТ, ПРОГУЛКА, РАССВЕТ, АЛЛЕЯ, БАЙДАРКА, ВОЕВОДА, УЧЕНЫЙ, ДИКТАНТ, МЕЧТАТЕЛЬ, КОННИЦА, ЛАДОНЬ, МАЛЕНЬКИЙ, СОСЕДИ, ПЕРВЫЙ, ПОДЪЕМ, АЙВА, СОЛОМА, ГИБКИЙ,ЯЙЦО, ИСКУССТВО, ИЛИСТЫЙ, ФАКЕЛ, ХЛЕБ, ТЕАТР, БАЛЕТ, ВОДОПОЙ, ВИЛЫ, ПОЛЕ, ПТИЦА, БАЛКОН, КАФЕТЕРИЙ, САМОЛЕТ, КОСМОНАВТ, СТАТУЯ, ХИIЩНИК, МЕДВЕДЬ, ДВОЙКА, ЗМЕЙКА,
КОНЬКИ, ГАЗОН, ЖИВОПИСЬ, ПОРТРЕТ, ЛЕБЕДЬ, ФОНТАН, ПОРТНОЙ, БАЛАЛАЙКА. ТАНЕЦ, ХОРОВОД, ЛЕЙКА,
ВОДОПАД, КИНО, КОКТЕЙЛЬ, ХВАСТУН, КОНЕЦ
6. «Змейка», или «Закончи слово»
Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе
6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), я, в свою очередь, называет свой слог - задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, а так далее до конца.

Занятие №3

1. «Перекличка-путанка»
Развитие произвольного внимания

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая
при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия
- нет; фамилия правильна, имя другое). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

2. « Четыре стихии »

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов

Играющие садятся в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово огонь - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибется во второй раз, выбывает из игры.

3 . «Слушай и исполняй »

Развитие внимания и памяти

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Занятие №4

1. «Не пропусти профессию»

Развитие способности к переключению внимания , расширение кругозора

Дети встают в круг я внимательно слушают слова, которые произносят ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессия, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ,
СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХIIIТЕКТОР, КАРАНДАШ,
СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ,
ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР, ЛИСТО К, ЭКСКУРСОВОД,
УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ. ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА, ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ,
ЭКОНОМИСТ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРЛФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД, ГОЛОВА, БЕРЕГ, IЕРТЕЖНИК, РОЩА, БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР, БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА, СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ, ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК, АГРОНОМ, ОКЕАН. КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР, ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ, РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ

2. « Разноцветные мячики»

Дети садятся в кружок. Ведущий молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и возвращает мяч ведущему.

3. «Зеваки»

Развитие произвольного внимания

Играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего они останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходят из круга и внимательно наблюдает за игрой.
4. « Назови соседей» (вариант с числами)
Развитие внимания, скорости мыслительных процессов
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т. е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребенок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

Занятие 5
1.
«Правая, левая»
Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха
Ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают правую руку, если окончание твердое, левую - если мягкое.
Варианты слов
БРАТ, НОЖ. БЫЛ, МЕЛЬ, БРАТЬ, ЕЛ, ТОПЬ. ХОР, УГОЛЬ,
МЕЛ, СТАЛ, ЕЛЬ. ТОП, Б
S ЛЬ, СТАЛЬ. ПЫЛ. ВЕС. ЖАРЬ,
ПЬТЛЬ, ХОРЬ, ЖАР, ЛАЗ, ЦЕПЬ, ВЫСЬ. ВЯЗ. КОНЬ, ОБМЕН,
ВОЗ, МЫС, ПЕТЬ, ПЕЧАЛЬ, РОСТ, ПНР, СОЛIIСТ. РЫХЛИТЬ,
ТРУС, ХРУСТ, ХУДЕТЬ, ГРУСТЬ, ГРУЗ, ШАГ, ШАЛЬ, ЯД, ЮГ,
ЩЕБЕТ, ЯНТАРЬ, ЮНОСТЬ, ЩЕГОЛЬ, ЩИТ, ШТОРМ, ЧИТАТЬ, ЧТЕИ, ФАСАД, УМЕТЬ, ШАР. УКСУС, УКАТАТЬ, ШАМПУНЬ, УКАЗ, УКАЗАТЬ, УКОР, УКОРЯТЬ

2. « Мячик-с м ягчитель»

Развитие внимания, речи, темпа мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносят слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

Варианты слов
УГОЛ, БРАТ, ЕЛ, ТОП, МЕЛ, ХОР, СТАЛ, ПЫЛ, ЖАР, БЫЛ,
ЦЕН, ВЕС, ЛЮБИТ, ХОДЯТ, НОСЯТ, МОЧИТ, ВАРЯТ, СТРОИТ, ОБУТ, СЛУЖИТ, ТУЖИТ; ДОИТ, ПОИТ, ДУРИТ, ЦЕНИТ,
ХМУРI1Т, ПИЛЯТ, ШУТЯТ, МОЛ, ДАЛ, ПАР, ШАР, ВРАЛ, ВЯЗ,
ЖЕСТ, ПРАВ

3. « Тропинка»

Подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности. сплоченности

Дети берутся за руки, образуя круг, я по сигналу ведущего начинают двигаться по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «тропинка», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: Копна!, - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: Кочки! дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки . Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.
4. « Н азови соседей» (вариант с буквами алфавита)
Развитие памяти, способности к переключению внимания
Играющие встают в круг. Ведущий берет в руки мяч. Он бросает мяч одному из детей, называя любую букву алфавита. Поймавший мяч должен назвать «соседей» указанной буквы, т. е. предыдущую букву и последующую. После этого ребенок возвращает мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребенку, называя иную букву алфавита. И так далее. Ребенок, ошибающийся в назывании «соседей» дважды, выбывает из круга я наблюдает за игрой со стороны.

5. «Найди себе пару

Развитие внимания, наблюдательности, мышления

Дети получают карточки со слогами:

НА СОС
КА МЫШ

ГО РА
ЖИ ВОТ

ПАР ТА
ВО ДА

Задание: найти пару и встать рядом, чтобы получилось слово.

Занятие №6

1. « Закончи предложение»
Развитие понятийного мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен это предложение закончить. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Ребенок, дважды не сумевший закончить предложение, выбывает из круга и внимательно наблюдает за продолжающими игру детьми.

Птицы живут в гнездах, а люди...

Зимой идет снег, а летом...
Ты читаешь глазами, а пишешь...
В Россия говорят по-русски, а в Англии...
Из шерсти вяжут, а из ткани...
Балерина танцует. а пианист...
В Венгрии говорят по-венгерски, а в Швеции...
В Эстонии говорят по-эстонски, а в Америке...
В Польше говорят по-польски, а в Германии...
Дрова пилят, а гвозди...
Певец поет, а строитель...
Композитор сочиняет музыку, а музыкант...

2. «Правильно услышим и покажем, что услышали» Дети садятся в кружок. Ведущий договаривается с ними, как они покажут, какую фразу услышали:
если восклицательную, то обе поднятые руки соединены над головой:
если вопросительную
- правая рука поднята и согнут та полукругом, левая - перед грудью, пальцы собраны в кулачок;
если утвердительную
- оба кулачка прижаты друг к другу. Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети должны руками изображать то, что услышали (вопросительную, восклицательную идя утвердительную фразу).

Варианты текстов

Из русского фольклора

- Где ты, брат Иная?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.

- Лень, отвори дверь, сгоришь!

Хоть сг орю, да не отворю.


- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
- Зачинить можно.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.

Ты пирог съел?
-- Нет, не я!
- А хочешь еще?
- Хочу.

Я медведя поймал!
- Так веди стола!

Не идет.
- Так сам иди!
- Да он пускает!

Из зарубежного фольклора

Который час?

Который час?
Двенадцать бьет.
Кто вам сказал?
Знакомый кот.
А мышка где?
В своем гнезде.
Чем занята?
Штанишки шьет
Кому?
Супругу своему.
А кто се супруг?
Барон Кукарекух!
Сапожник
Был сапожник?

Был!

Шил сапожки?
Шил!
Для кого сапожки?
Для соседской кошки!

3 . «Сколько в слове слого в?»
Развитие внимания. Быстроты мышления
Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч ведущему.
Варианты слов
ДУБ, КОЗА, БРАТ, ВОДА, ШУМ, ПОЛЕ. ЗИМА, КИТ, СУНДУК,
ЖIГРАФ, КОТ, ШУБА, КАТОК, ШАР, СЛОВО, КЛЯКСА, ЧАСЫ,
РУКА. ШАРФ, ЧАШКА, КНИГА, МИР, ЛЕС, МАЛЬЧИК, ГОЛОВА, ХЛЕБ, СОБАКА, КОРОВА. ЗМЕЯ, МУКА, КИНО, КИРПИЧ, СЕМЕЧКО, УЧЕНИК, РЫБА, БОТИНКИ, РУБАШКА, ЦЫПЛЕНОК. БАБОЧКА, БОЧКА

Занятие №7

1. « Синий, красный»

Развитие внимания, быстроты мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребенок называет количество в этом слове: гласных - если мяч красный, согласных - если мяч синий, в возвращает мяч ведущему.
Варианты
слов
ОКНО, ЛЕД, РАМА, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА, ДУМА, ПЕРО,
ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОД, МЫС, РУКА, ЛИЦО,
СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ,
ПОЛКА, ХЛЕБ, ЛЕС, ДЕРЕВО, КОРА,
ЛИСТ, ЧАШКА, ЛУК, КИНО, РАКЕТА, БУКЕТ,
СУМКА, ЗОНТ,
ЖИВОТ, КОМПОТ,
КУКЛА
2. «Рыба, птица, зверь»
Развитие способности к перек л юче ни ю внимания, памяти, мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди указывает на каждого игрока я произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае какую-либо рыбу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также считается ошибкой), то ребенок выбывает из игры, оставлял свой «Фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».

3 . «Хор»

Развитие фонематического слуха, внимания, мышления

В игре принимают участие 3-4 ребенка. Остальные внимательно следят за игрой.
Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь (идя повернуться к играющим спиной). Остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно, - каждый свое слово. Задача «отгадчика» - понять и произнести предложение целиком. Игра проводится несколько раз так, чтобы в ней приняли участие все дети. Если отгадчик не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше повторений.

Варианты предложений
Шел по улице отряд.
Пошла коза за орехами.
Вот два петуха.

Стала жаба важно квакать.
Летела сорока высоко.
Мука денежку нашла.
Шла кукушка мимо сада.
Повар готовил обед.
Бедная кошка порезала лапу.

На болоте стоит пень.
Жил на свете старичок.
Слои шагает по дороге.

4. «Смотри на руки»

Способствует успокоению и организации

Дети стоят друг за другом, первый ребенок - командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники игры их повторяют.

5. «Много - один»

Развитие внимания, быстроты мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращал мяч, - в единственном.

Варианты слов
КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ. ХОЛМЫ,
СЛЕДЬТ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ,
СЛОНЫ, САДЫ, КУСТЫ, НОСЫ, БЛИНЫ, ЛИСТЫ, ГРИБЫ,
СТОЛЫ, НОЖИ, КОРЖИ, БАНТЫ, ФАНТЫ, ПОЛЫ, БРАТЪЯ,
ГНОМ Ы, РТЫ, ЧАСЫ, БОЛТЫ, КОВШИ, РУБЛИ, ЗОНТЫ
6 . «Животные »
Развитие памяти
Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-нибудь другое животное, называет его, бросает мяч другому и т. д.

Занятие №8

1. «Цветок, дерево, фрукт»

Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок, дерево... Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать слово, в данном случае - дерево. Прячем каждый следующий раз (когда выпадает дерево, или фрукт, или цветок) названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный, или название повторяется, или ребенок не уложился во времени, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок (он - победитель).

2. « Мячик-соединитель»

Развитие внимания, быстроты мышления, речи

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносят предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации, числа участников игры я состояния детей.
Варианты несогласованных слов
СОБАКА, ГУЛЯТЬ, ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ
ДЕРЕВО, РАСТИ, ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ
ДОЖДЬ, ЛИТЬ, ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ
СОЛНЦЕ,
СВЕТИТЬ, КНИГА, ЧИТАТЬ

КОШКА, ЦАРАПАТЬ, ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ
НОЖ, РЕЗАТЬ, ГОЛОВА, БОЛЕТЬ
ДОМ, СТРОИТЬ, СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ
П0Ртн0Й, ШИТЬ, МЫШКА, ШУРШАТЬ
ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ, КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ
ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ, КРАСКИ, РИСОВАТЬ
УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ, ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ
ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ, МЯЧ, УРОНИТЬ
3 . « Запомни свое место»
Развитие памяти, внимания
Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок) все бегут со своих мест и начинают ходить по кругу. По следующему сигналу ведущего (два хлопка) дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победителем является тот, кто ни разу не перепутал свое место.

4. « Д ва или три слога »

Развитие внимания, речи, быстроты мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало:
двусложным, если мяч красный - (дом - дома);
трехсложным, если мяч синий (дом
- домики).
Варианты слов
САД, КУСТ, НОС, БЛИН, ЛИСТ, ГРИБ, СТОЛ, НОЖ, ШАР, КОРЖ, БАНТ, ФАНТ, ПОЛ, КОТ, КОЛ, ШКАФ, ШАРФ, СЛОН, ДУБ, БРАТ, ГНОМ, ПЛОТ, РОТ, ЗУБ, ЧАС, БОЛТ, КОВШ, РУБЛЬ, ГЛАЗ, ЗОНТ, КЛАД, ЧАН, СУП, МУЛ, СЕРП
Занятие №9
1. «Четвертый
лишний»
Развитие внимания, памяти, логического мышления
,дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку и называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний предмет, т. е. не подходящий к остальным, назвать его в вернуть мяч ведущем’.
Варианты слов

1) стол, стул, кровать, чайник;
2) лошадь, кошка, собака, щука;
З) елка, береза, дуб, земляника;
4) огурец, репа, морковь, заяц;
5) блокнот, газета, тетрадь, портфель;
6) огурец, арбуз, яблоко, мяч;
7) волк, лиса, медведь, кошка;
8) фиалка, ромашка, морковь, василек;
9) кукла, машинка, скакалка, книга;
10) поезд, самолет, самокат, пароход;
11) воробей, орел, оса, ласточка;
12) лыжи, коньки, лодка, санки;
13) стул, молоток, рубанок, пила;
14) снег, мороз, жара, лед;
15) вишня, виноград, картофель, слива;
16) автобус, трамвай, самолет, троллейбус;
17) река, лес, асфальт, поле;
18) пожарник, космонавт, балерина, милиционер;
19) парта, доска, ученик, ежик;
20) змея, улитка, бабочка, черепаха;
21) кисти, краски, чайник, полотно;
22) шляпа, крыша, дверь, окно;
23) молоко, чай, лимонад, хлеб;
24) нога, рука, голова, ботинок

2 . « Расставить посты»
Способствует успокоению и организации

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, остальные при этом продолжают ходьбу.

Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и так далее до тех пор, пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Кто кем будет?»

Развитие внимания, воображения, мышления, речи

Дети садятся в кружок. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос:
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, девочка, пачка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок (и т. д.)?
При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может появиться птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. Выигрывает тот, кто назовет больше всего вариантов.
Занятие №10
1. «Кем
был?»
Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи
Дети садятся в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос:
Кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечком); лягушка (головастиком); бабочка (гусеницей); хлеб (мукой); шкаф (доской):
велосипед (железом); рубашка (тканью); ботинки (кожей); дом (кирпичом); сильный (слабым); мастер (учеником); листок (почкой); собака (щенком); свитер (пряжей); шуба (мехом); птица (птенцом); козел (козленком), овца (ягненком)?

2. «Мячик с путаницей»

Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет одушевленное существительное. Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим, например:
ВОРОНА... мычит
ВРАЧ... чирикает и т. д.

Варианты одушевленных существительных
КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА,
ШОФЕР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛ Ь, ЛЕТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА,
ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА. БАБУШКА. КЛОУН и т. д.

3. « Волшеб н ые кляксы »

Развитие воображения, мышления, речи

До начала игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

4. «Отгадай вопрос»

Развитие внимания, мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет имя существительное; ребенок, бросая мяч обратно, - вопрос к этому имени существительному (кто? или что?).
5. «Что делать?»
Развитие слухового сосредоточения, мышления; моторная разрядка Ведущий читает рассказ, делая остановку после каждого слова. Задание детям: если они услышат слово, отвечающее на вопрос «Что делать?», нужно поднять обе руки над головой и помахать ими.

Интеллект – это термин, смысл которого можно интерпретировать по-разному. Является ли умным человек, вычисляющий самые трудные математические примеры? Или ум более развит у того, кто обладает хорошими творческими способностями, вербальными навыками и т.д.? О чем идет речь? Как развить интеллект взрослому человеку и ребенку?

Что такое интеллект?

В соответствии со специалистами, интеллект – это здравомыслие, умение самостоятельно разрешать ситуации, способность изучать новые вещи на основе собственного опыта, адаптироваться, правильно определять основные контексты и отношения (в т.ч. социальные), посредством которых решаются повседневные проблемы. Интеллект – это умственная развитость, мыслительная способность, характерная для человека и животных.

Степень интеллекта чрезвычайно важна для жизни. Это ключевой фактор успеха в работе, отношениях, учебе, бизнесе, а также в развлечениях (шахматы, судоку и т.д.). Уровень развитости разума можно измерить с помощью теста IQ (эта аббревиатура означает коэффициент интеллекта).

Определение

Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах». Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:

  • языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
  • персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
    • внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
    • межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.

Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Как можно улучшить интеллект?

Чтобы повысить интеллект и развить память вспомните правило о трёх «учиться». Для максимальной концентрации необходимо спокойствие, но также постоянная умственная деятельность, желание исследовать, рассмотрение проблем, сочетание возможных решений, постоянное использование своего мозга.

Помните: интеллект – это врожденное качество, которое, однако, развивается в течение жизни. Вопреки распространенному мнению, ум у недоношенных детей не отличается от малышей, рожденных в срок. Он зависит от окружающей среды и отношения родителей.

Работайте в прохладной среде

Для максимального действия ума температура в рабочем помещении должна быть на 1-3°C ниже, чем та, при которой вы обычно сидите перед телевизором. Легкий дискомфорт побуждает организм к улучшению производительности. Идеальная рабочая температура индивидуализирована, но для мужчин обычно рекомендуется диапазон 17-20°C, для женщин – 19-22°C.

Кислород и стресс

Для развития интеллекта и мышления необходимо достаточное количество кислорода. Он положительно влияет на активность мозга, следовательно, улучшает мыслительные процессы.

Работа при умеренном стрессе может повлиять на увеличение интеллекта лучше, чем полное спокойствие. Путем преодоления стрессовых ситуаций, минимизации их негативного воздействия, вы можете приобретать полезные навыки.

Ешьте шоколад

Шоколад – это приятный метод повышения сопротивляемости организма, устранения усталости. Это лакомство также является способом развития интеллекта. Благодаря шоколаду в теле высвобождается вещество, вызывающее приятные ощущения.

Бонус: шоколад способствует улучшению настроения, обеспечивает расслабление.

Пейте кофе и стимулирующие напитки

Запланируйте работу на удобное время

Определите, когда для вас удобно работать, а когда – отдыхать. Сравните количество работы, которую вы делали в час в сопоставимых условиях в разные части дня.

Употребляйте продукты, полезные для мозга

Рацион должен быть максимально разнообразным. Его дополнение пищей, полезной для мозга, – это хороший способ для тренировки мозговой деятельности, следовательно, улучшения интеллекта. Такие продукты включают:

  • брокколи;
  • цветную капусту;
  • грецкие орехи;
  • карри;
  • сельдерей;
  • красное мясо;
  • чернику.

Мотивируйте себя, ставьте цели

Исследователи из Университета Филадельфии продемонстрировали мотивацию в эксперименте, в ходе которого попросили студентов пройти тест IQ. Половине студентов пообещали финансовые награды в случае лучших результатов. Мотивированная часть исследуемых показала в среднем на 20 пунктов высшие показатели.

Бесконечная проверка аккаунта в соцсетях, создание идеального профиля, постоянный контроль лайков значительно уменьшают мотивацию, необходимую для достижения лучших результатов (идеализированное видение самого себя настолько удовлетворяет человека, что он не хочет достичь более сложных целей).

Расслабьтесь

Способность сосредоточиться на решении проблемы, устранить нежелательные и отвлекающие влияния, является одним из самых полезных навыков в развитии интеллекта.

Существует множество публикаций о методах релаксационных упражнений. Изучите их и начните практиковать.

Сделайте шпаргалку

Да, создание шпаргалки – это хороший практический способ развить интеллект у взрослого человека и подростка (применяется, например, в экзаменационный период). Записывая ее, вы повторяете и изучаете вещи, укладываете их в памяти.

Проходите тесты IQ, читайте книги

В интернете есть бесчисленное количество тестов IQ, которые помогут не только определить, но и повысить уровень интеллекта. Подготовка к тестам, поиск ответов на тестовые вопросы повысят мыслительные способности.

Постройте стратегию

Первая стадия, с которой должно начинаться прохождение теста IQ, включает рассмотрение всех задач. Затем решайте задачи, которые вам лучше всего даются, излишне не задерживайтесь над вопросами. Не бойтесь иногда угадывать ответы. Контролируйте время, но не беспокойтесь о том, что не успеете пройти тест. IQ тесты составлены таким образом, что обычно невозможно не успеть.

Занимайтесь спортом

Хороший способ развить подвижный интеллект – регулярные занятия спортом. Физическая активность благотворно влияет не только на состояние тела, но и на функциональность мозга. Например, студентам для улучшения способности к обучению рекомендуется тренироваться в беге. Физическая активность способствует притоку крови к части мозга, отвечающей за память и обучение, поддерживает производство новых мозговых клеток.

Учащиеся средней школы Напервиль (Naperville) в Чикаго начинают каждый школьный дня с пробежки. По словам учителей, с началом утренней тренировки существенно улучшились результаты экзаменов.

Играйте в игры

Современные карточные, логические игры развивают умственные способности. Игры также имеют социальный эффект, т.к. речь идет о забаве для всей семьи. Забудьте о кроссвордах, играйте в скрабл и судоку. Кроссворды улучшают память, но «обученная» память действует только на время решения кроссворда. Творческие логические игры, поддерживающие развитие интеллекта, включают шахматы, крестики-нолики.

Решайте головоломки

Регулярное мозговое напряжение над викторинами, ребусами, головоломками поможет достичь состояния, при котором человек способен поддерживать долговременную умственную нагрузку. Это повышает производительность ума и уровень интеллекта.

Тренировка функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это сочетание знаний и навыков, позволяющих человеку ориентироваться в мире, понимать и не бояться его, интегрироваться в общество, общаться с окружающими. Только функционально грамотный человек может быть умным, независимо от показателя IQ.

Постоянно учитесь

Мир постоянно меняется, требуя новых навыков и способов решения проблемных ситуаций. Для понятия новых технологий, производственных процессов и современного общества, обучение человека не должно прекращаться в течение всей жизни.

Говорят, что жизненный опыт важнее всех профессий, и во многих отношениях это утверждение верно. Благодаря богатому опыту «дилетант» может решать проблемы легче профессионала без оного.

Потребление йода

Существует известная связь между отсутствием йода у беременных матерей и последующими интеллектуальными проблемами их детей, проявляющимися уже в первые годы жизни. Потребляйте брокколи, вишню, шоколад, используйте йодированную соль.

Не бойтесь сказать «Я не знаю»

Иногда не обидно признавать, что вы что-то не понимаете. Не бойтесь спросить, это лучше притворного понимания проблемы.

Ищите компанию. От друзей и новых знакомых вы можете получить много ценных советов, информации.

Комбинируйте, сочетайте вещи в контекст

Информацию, полученную из разных источников, комбинируйте во взаимный контекст. Интеллект означает не только знание большого количества информации, но и умение использовать ее в нужное время.

Не бойтесь инноваций

Время от времени поменяйте значки на рабочем столе, выберите другой путь на работу – изменение обычных действий поможет уйти от стереотипного мышления.

Достаточный, качественный сон

Потребность во сне индивидуальна. Наполеон спал всего несколько часов в день, кому-то нужно спать 9 часов. Попробуйте выделить для сна разное время после одинаково напряженного дня и оцените самочувствие.

Научитесь молчать

Эта пословица – на вес золота. Подумайте, прежде чем сказать что-нибудь. Если вы промолчите, вас посчитают умным человеком, несмотря на отсутствие осведомленности в конкретной сфере.

Учитесь разговаривать и дискутировать. Это важно в моменты, когда невозможно просто молчать. Важно научиться работать с неизвестной аудиторией.

Будьте активными

Пассивный подход не принесет успеха в жизни. Поэтому интересуйтесь событиями вокруг вас. Интеллект также определяется как увеличение активности мозга.

Мыслите творчески

Благодаря творческому мышлению человек имеет способность передвигаться в нескольких отдельных областях знаний (например, в мире техники, технологий и торговли), мыслить классически и нетрадиционно, взаимно объединяя эти стили.

Способы повышения интеллекта детей

Можно ли развить интеллект ребенка, или это свойство «дано сверху»? Обе возможности действительны. Основа детского ума предопределяется генетически. Однако научные исследования показывают, что все не совсем безнадежно. Хотя врожденные способности – это «отправная точка» для развития мыслительных навыков, способность детей мыслить эффективно и логически может развиваться.

Логические игры

Кроссворды, криптограммы, головоломки, шашки, судоку, шахматы – это способы развлечений и одновременно простой метод повышения интеллекта. Такие игры подходят для учеников начальных и старших классов, т.е., практически, для всех возрастных групп. Игроки должны планировать, строить стратегии, решать сложившиеся ситуации, принимать решения.

Видеоигры

Конечно, речь не идет о бессмысленных «стрелялках», но о стратегических играх. С их помощью дети набираются опыта, тренируют творчество, ищут возможности, планируют, формируют коалиции, учатся групповому сотрудничеству, развивают наблюдение.

Как продемонстрировало исследование, проведенное в Рочестерском Университете Нью-Йорка, игроки видеоигр способны быстрее воспринимать визуальные стимулы в повседневной жизни.

Игра на музыкальном инструменте

Если у вашего ребенка имеется хоть минимальный музыкальный слух, запишите его (хотя бы на пару лет) в музыкальную школу. Исследования Университета Торонто убедительно показали, что игра на музыкальном инструменте увеличивает IQ. И чем дольше дети играют, тем больше польза для мозга. Маленькие музыканты были более успешными студентами университета в старшем возрасте, чем дети, никогда не занимавшиеся игрой на музыкальном инструменте.

Чтение

Чтение – это простой, недорогой, но проверенный и эффективный метод поддержки мозга, повышения интеллекта.

Несмотря на то, что в последнее время, из-за присутствия других современных, динамичных высокотехнологичных методов, чтение начало недооцениваться, оно значительно улучшает способность учиться. Чтение развивает логику, воображение, причем, это относится к детям всех возрастов.

Эксперты согласны с тем, что, если родители поддерживают любознательных детей, побуждают их придумывать новые пути решения повседневных задач, они дают им четкий сигнал: знание важно.

Поэтому не закатывайте глаза при очередном вопросе «Почему?», поддерживайте различные детские увлечения, хобби, интересы.

Похвала

«У тебя все получится!». Это предложение ребенок должен слышать так часто, как это возможно. Родительская поддержка мотивирует детей. Но она должна попадать в границы, данные врожденными способностями.

Физическая активность

Старый, но проверенный совет. Исследование Университета Иллинойса показало тесную связь между физической активностью и интеллектуальными способностями, особенно среди детей младшей школы. Занятия коллективными видами спорта повышают уверенность в себе, учат командной работе, тренируют лидерские способности. Об этом свидетельствует тот факт, что 81% женщин, занимающих руководящие должности, в детстве занимались коллективным спортом.

Похожие публикации