Дворцы памяти. Дворец памяти: техника запоминания Шерлока Холмса

Сегодняшний темп жизни и скорость обновления научных и практических знаний, используемых современным человеком в работе, да и в повседневной жизни, ставит перед многим вопрос о том, как запоминать больше и помнить дольше значимые объемы разнообразной информации.

К сожалению, в большинстве учебных заведений не преподают такую дисциплину, как мнемоника, обучающую различным техникам, способам и методам запоминания и хранения знаний. «Дворец памяти» — одна из древнейших мнемотехник. В этой статье мы расскажем о ее истории, различных модификациях и возможностях практического применения.

Как работает память?

Не углубляясь в научные изыскания, напомним, что же это за процесс - память. Информация, попадающая в наш мозг, проходит четыре основных этапа:

Запоминание;

Сохранение;

Извлечение;

Забывание.

В процесс запоминания вовлекаются все органы чувств, фиксирующие поступающую информацию: глаза, отмечают цвет и яркость шрифта, нос улавливает запах библиотеки или свежей типографской краски, уши слышат шуршание страниц, а руки «помнят» тяжесть книги и фактуру ее обложки.

После получения всей информации мозг посредством нервных импульсов передает все сведения в гиппокамп - особый парный участок коры головного мозга, выполняющий функцию контроля за качеством сохраняемой информации. Согласно исследованиям, именно этот участок мозга некоторое время удерживает выделенные в потоке нервных импульсов важные данные, а затем перенаправляет их в кору полушарий, где и находится основное хранилище. Таким образом, гиппокамп отвечает за кратковременную, а кора мозга - за долговременную память.

Однако всегда перед человеком остро стояла проблема нахождения необходимой информации в нужное время в «закоулках» своей памяти.

Немного истории

В процессе повествования об искусстве памяти и используемых мнемонистами техниках и приемах постоянно вспоминается крылатая фраза о том, что все новое - это хорошо забытое старое. Большинство мнемотехник, успешно применяемых сегодня, были описаны еще в 82 году до н. э. в кратком пособии по риторике Rhetorica ad Herennium. Изложенные в этом фолианте мнемонические способы, техники и тренировки памяти довольно широко использовались как в древние, так и в Средние века.

Юрист Питер Равенна, живший в XV веке, использовал такую технику, как дворцы памяти, для запоминания слов и цитат. Причем количество дворцов в его случае исчислялось не десятками, а тысячами, и в них в алфавитном порядке хранились ключевые фразы и цитаты по важным для него темам. Об этом методе он рассказал в своей книге «Феникс», вышедшей в конце XV столетия.

Наравне с логикой, грамматикой и риторикой, методики являлись основой классического европейского гуманитарного образования. Студентов не только заставляли заучивать материал, но и объясняли, каким образом это делать.

Современные политики и бизнесмены прекрасно знают, как построить дворец памяти и использовать эту мнемотехнику для достижения собственных целей.

Кто автор?

Сегодня невозможно точно определить, кто же первым создал и использовал методику запоминания огромного количества имен, исторических дат, цитат и фактов - древнегреческий поэт Симонид или римский оратор Цицерон. Суть используемой ими техники состояла в том, что необходимую информацию они располагали в хорошо знакомом им здании. В воображении они наполняли комнаты этого строения образами, ключевыми словами - в общем, всем тем, что хотели запомнить. В дальнейшем в любое время можно было воспроизвести в воображении само здание, пройтись по нему и вспомнить все, что необходимо. Позднее эту методику стали называть дворец памяти, метод Цицерона, техника дорог.

Римские комнаты, или дорога Цицерона

Если учесть, насколько давно жил древнеримский оратор и философ не придется удивляться тому, что ему приписывают несколько вариантов использования мнемотехники. Согласно одной из версий, готовясь к публичным выступлениям, он ходил по многочисленным комнатам собственного дома и располагал в них различные тезисы, цитаты и даты. Выступая, он мысленно повторял свой путь и выдавал необходимые сведения. Другая версия гласит, что для запоминания этот римский ритор использовал дорогу, по которой ежедневно ему приходилось ходить. Конечно, будучи наблюдательным и внимательным человеком, Цицерон знал все ее особенности, к которым и «привязывал» нужные ему предметы, факты и т. д.

Религиозная история

В Средние века, особенно во времена инквизиции, перед служителями церкви особо остро вставала проблема запоминания больших объемов различной информации. Религиозным деятелям того времени нужно было не только знать Священное Писание и молитвы, но также помнить все типы, виды прелюбодеяний, грехов, да еще и признаки ведьм... Именно в это время мнемоника становится тайной областью знаний. Человек, способный обучить других помнить все самое важное, очень высоко ценился в то время. Вряд ли той эпохи читали или слышали о таких мнемотехниках, как дворец памяти или дорога Цицерона. Они придумали и использовали схожую методику, называемую театрами памяти. В воображении создавали помещение с четырьмя стенами, на каждой из которых располагалось по несколько ярусов со множеством мест. Заполняя подобные «театры», священнослужители запоминали всю необходимую им религиозную информацию.

Джулио Камилло пошел дальше и создал реальный театр памяти, выстроенный из дерева, который был подарен французскому монарху. Туда могли входить два человека: сам Камилло и король, где правителю объясняли, как запомнить все, что угодно.

Чем прославился Маттео Риччи?

Средневековый католицизм прославился стремлением «привести» к своей «истинной» вере народы, исповедовавшие другие религии. Одним из католических миссионеров в Китае XVI века был иезуит Маттео Риччи. Это был образованнейший человек своего времени: математик и картограф, переводчик, сумевший впервые установить постоянные культурные взаимоотношения между китайским обществом и христианской Европой. Кроме того, в истории его имя сохранилось и из-за блестящих мнемонических способностей, благодаря которым он стал первым, и на долгие годы единственным европейцем, сумевшим выдержать в Китае экзамен на получение высокой государственной должности.

Иезуитская мнемотехника

За десять лет Риччи, взявший в Китае имя Ли Ма-доу, не только сумел выучить китайский язык и несколько региональных диалектов, но и прослыть весьма мудрым и ученым человеком. В этом ему помогло не только блестящее образование, но и владение иезуитской мнемотехникой, которой он обучал китайцев. Дворец памяти Маттео Риччи строил исходя из объема материала, необходимого для запоминания. В самых сложных случаях могло состоять из множества различных по высоте и размерам сооружений, соединенных между собой. Риччи считал, что для лучшего запоминания можно использовать не только дворцы, но и различные бюрократические учреждения и храмы, декоративные беседки и Именно в такой «составной» дворец памяти он предлагал своим китайским ученикам помещать образы и понятия, необходимые для запоминания. Китайцы воспользовались предложенной им методикой, но в католическую веру не перешли. Следует отметить, что современные буддисты почитают Маттео Риччи как бога-покровителя всех часовщиков — Ли Ма-доу.

В чем суть метода?

Независимо от того, как называют эту мнемотехнику - техникой опорных образов или локаций, методом матриц или геометрических мест, дворец памяти или чертоги разума, основа ее эффективности всегда одна. Человек создает в своем воображении образ хорошо знакомого и эмоционально близкого пространства, неважно, комната ли это в студенческом общежитии или Рыцарский зал Эрмитажа, рабочий офис или любимый уровень компьютерной игры DooM или Heroes of Might and Magic.

Фактическая информация, которую необходимо запомнить, превращается в яркие ассоциативные образы, размещаемые в воссозданном в воображении человека, хорошо знакомом и эмоционально приятном пространстве. Когда возникнет необходимость вспомнить тот или иной факт, припоминаете, куда вы его поместили, и оправляетесь в мысленное путешествие по дворцу памяти, своей комнате или уровню компьютерной игры.

Психологические механизмы

Такие мнемонические техники, как дворец памяти или метод локуса, используют превращение запоминаемой информации и фактов в яркие визуальные картинки, помещаемые и связываемые с определенными точками эмоционально значимого и знакомого пространства. В результате таких интеллектуальных манипуляций мозг создает новые нейронные связи и ассоциации между сведениями, которые необходимо запомнить и в дальнейшем воспроизвести, и образом того или иного места. Благодаря чему в результате образной визуализации и проработке развивается человеческая память.

В самом начале, только осваивая эту технику, лучше ограничиться небольшим и очень хорошо знакомым помещением, к примеру, собственной комнатой. Итак, что же нужно сделать, чтобы «возвести» собственный дворец памяти? Методика проста, вот основные шаги:

1. Определиться со своим дворцом памяти. На первых порах, для того чтобы разложить воспоминания, может хватить письменного стола и Если не хватает, то можно использовать и остальные предметы мебели и пространство. Вместо комнаты можно «выстроить» факты вдоль вашей дороги на занятия или работу. Дворец памяти или метод локуса лучше всего работает, позволяя размещать большее количество запоминаемой информации, когда воспроизводимое в воображении пространство реалистично и детализировано.

2. Прокладываем маршрут. Создав собственный «ментальный» дворец, важно продумать пути вашего передвижения по нему. Если нужно запомнить информацию в строго определенном порядке, то и маршрут передвижения должен быть очень четким и желательно простым. Проще всего использовать в воображении тот же путь, что существует в реальности. Например, войдя в комнату в первую очередь вы видите телевизор, затем диван, а только потом - рабочее место.

3. Выбираем хранилища. Очень важный шаг, так как при использовании методики (дворец памяти/разума) вам предстоит расставить по этим местам все необходимые цифры, факты и имена. Стоит помнить о том, что на один предмет можно накладывать одну мысль, иначе возможна путаница, и метод окажется бесполезным. Желательно, чтобы предметы заметно отличались друг от друга, так будет проще вспоминать.

4. Помните: дворец памяти - техника, эффективно работающая только в том случае, если вы знаете созданный вами дворец, как свои пять пальцев, и помните наизусть все его детали. Те, кто практикует это метод, рекомендуют нарисовать чертеж ментального хранилища и обозначить на нем места, где хранится информация. Сверяя виртуальный образ с нарисованной вами схемой, вы сможете проверить, насколько точно вы привязали его к предмету.

Как его использовать?

Но вот все подготовительные этапы пройдены, и, наконец, к запоминанию готов ваш дворец памяти.

Методика его наполнения довольно проста: нужно заполнить небольшим количеством информации каждый предмет. Чем больше характеристик - тем лучше. Представляйте запах, цвет, фактуру и текстуру каждого предмета, наделите его той или иной эмоциональной окраской. Если предстоит запомнить большой объем связной информации, то разместите ассоциативные предметы последовательно, связав их между собой. Чем более экстравагантными и даже абсурдными будут использованные вами ключи и образы - тем лучше. Например, Белый Медведь в Валенке размера 6 Максимум поможет вам легко вспомнить марку и модель нового суперавтомобиля от известного концерна.

Вместо заключения

Не стоит надеяться, что дворцы памяти - это легкий и быстрый способ подготовиться к экзамену или публичному выступлению. На самом деле это доступная методика, благодаря которой действительно можно улучшить память. Вот только заниматься придется регулярно, постоянно тренируя собственное воображение и различные виды памяти. Начать можно с малого - со своего рабочего места или комнаты. Главное, чтобы каждое воспоминание «лежало» на своем месте, ведь тогда его будет легко отыскать. Древние говорили о том, что дорогу осилит идущий, так, может, пора в путь?

Кто из нас, учась в школе или университете, не мечтал запоминать и обрабатывать информацию со скоростью компьютера, а то и лучше? Времена Джони Мнемоника мы вряд ли увидим, но для того, чтобы не только хранить в своей голове огромные массивы информации, но еще и умело доставать именно то, что нужно, совсем не обязательно встраивать себе в голову компьютерный девайс. Хотя я лично знаю несколько людей, которые были бы в восторге от такой идеи;)

©photo

Вы уже могли ознакомиться со статьями про тренировку памяти «Тренировка памяти: кембриджский тест», « » и « ». Если они заинтересовали вас, то уверена, что метод быстрого и эффективного изучения иностранных слов будет вам не менее интересен. Те, кто любит экономить время, сразу вспомнит про мобильные переводчики. Но вы ведь не будете подглядывать в свой словарь, признаваясь девушке в любви, например, на французском? И даже если все равно прибегните к помощи техники, вам все равно нужно будет это выучить!

Итак, начнем. Постараюсь ознакомить вас с техникой вкратце. Потому что для достижения действительно высокой эффективности, вам все же придется прочесть книгу полностью. Материал взят из книги Доминика О’ Брайена «Как развить абсолютную память».

Для того, чтобы быстро запоминать иностранные слова, вам не обязательно монотонно зубрить и корпеть над словарем в течении долгого времени. Тем более, что вполне вероятный исход такой зубрежки - просто сдача норматива и дальнейшее полное «испарение» выученного из вашей головы. То есть информация, конечно, останется в вашем мозгу (оттуда, в отличие от нашей памяти, ничего не исчезает), но вот снова достать ее будет довольно сложно.

Чтобы ваше время и усилия не были потрачены зря, попробуйте заучивать слова с помощью построения ассоциаций, связок и своеобразных «дворцов памяти».

Шаг 1. Представьте себе хорошо знакомый вам город. Нарисуйте в голове его подробную карту - парк, стадион, магазин, ресторан и т.д.

Шаг 2. Используйте ваше воображение и ассоциацию - это поможет иностранному слову самому подсказать вам ключевой образ.

Шаг 3. Разместите ваш ключевой образ в месте, которое логически бы соответствовало значению слова на вашем родном языке.

Шаг 4. При объединении вашего ключевого слова и места привязки вообразите себе какую-нибудь яркую картинку, которая бы связывала их вместе.

Далее вы можете выделить в своем городе места для глаголов (стадион, спортивный комплекс и т.д.), прилагательных (парк), существительных и т.д., а также выделить в городе район для слов мужского рода, женского и, если потребуется, среднего рода. И, конечно же, придумать связку как можно более яркую и необычную. Чем более нереальной и преувеличенной получается картинка, тем больше шансов, что вы ее запомните гораздо лучше.

Пример из книги будет сложно привести, потому как она написана человеком, родной язык которого - английский. Нам же довольно сложно найти схожие слова в русском (украинском) языке с, например, итальянским. Но если у вас довольно развитое воображение, то это не составит вам особого труда.

Итальянское слово «correre» (бегать) произносится примерно как «коррере». С этим словом может возникнуть сразу несколько ассоциаций. Так, которая первой появилась у вас в голове, и будет основной. Мой ключевой образ - «карьер». То есть я могу представить себе какой-нибудь карьер, где добывают, например, уголь. Так как «correre» означает бегать, значит я могу представить себе человека, бегущего по карьеру. А карьер может находиться, например, на огромном стадионе.

Это самый простой пример. В идеале, вы должны придумать для своих слов такие связки, которые потом можно связать в единое целое. Позвольте словам вести по вашему городу и распространяться по различным районам.

Конечно, прочитав это впервые, вы можете подумать, что этот способ абсурден. Поверьте, даже я, набирая этот пост, на ходу буквально за 5 минут нашла слово и связку. Может не так правильно и идеально (все-таки в первый раз), но этот метод вполне реален. Автор книги предупреждает, что у вас может не получиться с первого раза и, возможно, первые шаги отнимут довольно много времени и усилий. Но наша память - это наше богатство. Развивая наш мозг, мы продлеваем себе жизнь, наполняя ее красками и звуками до самого конца.

В книге «После трех уже поздно» японский профессор Массару Ибука утверждает, что до определенного времени ребенок впитывает информацию вокруг себя. Он не учит, не зубрит, он просто изучает, понимает и осознает. Потом, взрослея, человек теряет этот дар и ему приходиться уже прилагать усилия - учить и зубрить. Другие же, доказывая это собственным примером, утверждают, что ослабление памяти и внимания происходит не потому, что мы стареем (за исключением медицинских причин), а потому что расслабляемся и перестаем тренировать наш мозг и память. Да, приходиться тренироваться, учиться и постоянно совершенствоваться (нам же уже больше трех лет), но за ваши труды вам воздастся. Особенно в почтенном возрасте. Тем более сейчас, когда запоминание списков, расписания встреч и номеров телефонов мы полностью доверили своим цифровым товарищам.

Тренируя свою память и мозг мы не теряем зря время - мы продеваем себе полноценную жизнь!

В прошлом люди придавали совсем иное значение памяти. Запоминание было возведено в ранг науки и искусства. Прежде чем быть записанными, многие учения передавались из уст в уста на протяжении веков. Да и обычное для нас чтение про себя вошло в привычку не так давно. Раньше люди проговаривали то, что читали и это было единственным нормальным способом читать. В наш век избытка информации, заменой памяти стали компьютеры, гаджеты и другие внешние носители информации. Действительно, зачем нам память, когда есть ?

Но бывало ли с вами, что вы не могли вспомнить имена главных героев только что прочитанной книги?

Или вас поражала своей глубиной какая-то цитата, но воспроизвести ее по памяти не было никакой возможности? Оставалось только сокрушаться, как бы она пришлась к месту на вчерашней встрече.

Как не опозориться на конференции и вспомнить свою речь?

А как насчет подготовки к экзаменам? Неприятное занятие, не правда ли? Есть ли способ сделать его легче?

А что вы делали в прошлую среду?

Что позавчера ели на завтрак?

Как вы себя чувствуете когда вас просят рассказать о достопримечательностях того места, куда вы в последний раз ездили?

Конечно нет надобности помнить все — большинство окружающей нас информации — мусор. Но как отличить мусор от того, что важно, если память не работает? О чем говорить с друзьями? Как заинтересовать понравившегося человека?

Вот несколько простых методик для улучшения памяти.

1. Дворец памяти.

Этот метод задействует основной принцип мнемоники — вдумчивое кодирование. Каждый из нас до мелочей помнит хотя бы несколько близких его сердцу мест. Это может быть дом, в котором мы живем сейчас или жили в детстве, дом бабушки и дедушки, городская улица, парк, дорога до работы, любимый музей и т.д. Мы можем воспроизвести по памяти все уголки этих мест, поэтому эти места идеально подходят для того, чтобы быть так называемыми дворцами памяти. Суть метода — сначала мысленно воссоздать пространство, которое вы хорошо знаете, а затем начинить его тем, что вы хотите запомнить, расположив каждую вещь на определенном месте. Когда потребуется извлечь эту информацию, нужно просто прогуляться по дворцу памяти, встречая на своем пути помещенные туда предметы и образы.

Важно отметить, что чем необычнее будет образ, тем легче он запомнится. Любую скучную вещь, которую нужно запомнить, нужно превратить в нечто яркое, удивительное и непохожее на все виденное ранее, так что ее просто невозможно будет забыть.

Данный метод идеально подходит для запоминания хронологии событий, представителей исторических династий, разного рода списков, новых знакомых на многолюдной вечеринке.

2. Эффективное запоминание стихотворений и дословное запоминание текстов.

К сожалению, запоминание слов - это именно то, к чему наш мозг плохо приспособлен. И в данном случае использование только одного метода дворца памяти не будет эффективным, так как крайне сложно подобрать устойчивые образы для таких абстрактных понятий, как, скажем, эмпатия. Также сложно визуализировать предлоги, местоимения и знаки препинания. Но чтобы выучить стихотворение, нужно запомнить каждое слово, которое оно содержит. Выход — выработать систему изображений для предлогов, местоимений и знаков препинания, а абстрактные незапоминающиеся слова разбивать на слога, каждый из которых будет иметь свой символ. Например, слово эмпатия можно представить как Эмму Томпсон (эм), танцующую на вечеринке (пати).

3. «Главная система» для запоминания цифр.

Система изобретена еще в 17 веке искусствоведом Иоганном Винкельманом , однако мнемоники ее используют и по сей день, запоминая числовые ряды, состоящие из сотен, а то и тысячи цифр. Суть — трансформировать цифры в фонетические звуки, а звуки — превратить в слова, получив образы для своего дворца памяти. Например, число 3 похоже на перевёрнутую букву М, 8 — на Ф и так далее на ваше усмотрение (главное, запомнить соответствия). Тогда, например, число 3826 (МФНБ) можно представить как «МатФея, смотрящего на НеБо». Суть та же и для более сложных числовых последовательностей.

4. Интеллект-карты.

Данное направление активно продвигает мнемоник и, по совместительству, успешный коммерсант Тони Бьюзен . Для создания собственной карты вам понадобится лист бумаги и цветные фломастеры. Суть системы — человек создает мысленную карту, рисуя линии от главных идей к второстепенным, далее разветвляясь к третьестепенным и т. д. Идеи формулируются несколькими словами и по возможности иллюстрируются образами. Получается нечто похожее на цветную паутину ассоциаций. И поскольку эта схема наполнена цветными образами, расположенными по порядку на одной странице, она функционирует как дворец памяти, перенесенный на бумагу.

Данный метод особенно хорошо подходит для конспектирования лекций, разбора сложных запутанных вопросов, так как требует осознанного подхода к информации.

Человеческий мозг эволюционировал в процессе естественного отбора в условиях, совершенно отличных от тех, в которых мы живем сегодня. Потребности наших древних предков — охотников и собирателей сформировали тот мозг, которым мы пользуемся в нашу информационную эру. Вот почему всем нам легче дается запоминание зрительных образов и пространств, чем цифр и абстрактных категорий.

По сути, все техники запоминания основываются на том факте, что наш мозг не всю информацию запоминает одинаково хорошо. Преобразовывая ту информацию, которую наш мозг сохраняет с трудом, в ту, для хранения которой он был предназначен, можно значительно улучшить свою память.

С другой стороны, возникает вопрос — зачем же развивать свою память в век гаджетов, способных хранить ? Ответ — хотя бы для того, чтобы быть более внимательным к миру вокруг и не потерять себя в нем, связывать понятия, генерировать новые идеи и создавать произведения искусства. Ведь наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть.

По материалам книги «Эйнштейн гуляет по Луне «. Автор Джошуа Фоер

Купить книгу у наших партнеров —>

Удержать в голове цифры, формулы, факты и прочие данные становится все сложнее. Виной тому является как Интернет, который кишит обилием разнообразной информации, грузящей наш мозг, так и зависимость от современных гаджетов, ведущая к ослаблению памяти.

Но овладеть удивительной способностью запоминания все же реально, даже в век развитых информационных технологий. Сделать это можно с помощью дворца памяти .

Это своеобразная мнемотехника, о которой знали еще в античные времена. Ее также называют методом Цицерона, римской комнатой, методом лоскутов или чертогами разума. Она позволяет запоминать огромное количество информации в определенной последовательности и тренирует память.

Что же собой представляет такая техника и как ею воспользоваться, Вам расскажет сайт.

Дворец памяти - хранилище огромного количества информации

Метод лоскутов - это, по своей сути, «умственная прогулка». Его суть заключается в том, что человек развивает память через визуализацию. Как это работает?

Сам дворец памяти - это определенное пространство, находящееся в воображении. Это может быть как реально существующий, так и вымышленный объект. Внутри него находятся определенные локации.

Когда нужно что-то запомнить, человек совершает «прогулку» по объекту и запоминает их в той последовательности, в которой они расположены, а затем ассоциирует слово, которое нужно запомнить, с определенной локацией. И когда нужно будет вспомнить его, он просто-напросто может вновь прогуляться по своему дворцу памяти и подойти к определенным местам.

Строим дворец памяти: подготовка и общие принципы создания

На первый взгляд построить такой дворец покажется сложной затеей. Но на самом деле все очень просто.

Сначала Вам нужно подготовить пространство для запоминания. Для этого закройте глаза и выберите хорошо Вам знакомое пространство, из которого Вы хотите сделать дворец памяти. Это может быть кухня, Ваше рабочее место, спальня или же гостиная.

1. Выделите статичные предметы : картину, диван, зеркало, часы, аквариум и так далее. Чем больше таких объектов - тем лучше.

2. Вообразите выбранное пространство. Переходите от одного выделенного объекта к другому. Выучите их расположение таким образом, чтобы Вы могли мысленно перемещаться между ними.

Помещение, отведенное под римскую комнату, обязательно должно быть спокойным. Вы должны его представлять максимально четко.

3. Хорошенько всматривайтесь в каждый выделенный предмет и запоминайте его очертания. Вовсе не обязательно запоминать каждую деталь, будь то пятно, магнитик на холодильнике или кисточку на шторе.

4. Создайте маршрут, по которому Вы будете мысленно передвигаться по Вашей римской комнате. Он не должен быть слишком сложным. Передвигайтесь от объекта к объекту справа налево или наоборот. Дворец памяти готов к дальнейшему использованию.

Как пользоваться дворцом памяти правильно

Когда Ваш дворец уже построен, можете приступать к его использованию. Вспомните локусы, то есть объекты, которые Вы выделили в своей римской комнате.

Далее для каждого слова, которое нужно запомнить, Вы подбираете область в Вашей «квартире» памяти и продумываете ассоциацию с ним. Эта область называется опорным пунктом. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример.

Допустим, Вам нужно закупить в супермаркете все самое необходимо к ближайшему празднику.

Пускай, это будут следующие слова:

Куриная грудка;
. филе лосося;
. огурцы;
. бананы;
. мандарины;
. открытка;
. подарок любимому человеку.

Теперь передвигайтесь по маршруту и оставляйте на каждом локусе по 1-2 слова. Так, пускай первый объект будет книжная полка. Представьте, что между книгами расположена открытка.

Затем идет настольная лампа. Вообразите, что с нее свисает куриная грудка, за которую зацепилось филе лосося. Далее идет огромный вазон, на котором якобы растут бананы.

Чем необычнее ассоциация и чем ярче эмоции она у Вас вызывает, тем лучше. Ведь запомнить что-то экстраординарное намного проще, чем простое и обыденное.

Подойдя к люстре, вообразите, что с нее свисают огурцы. Посмотрите на батарею и мысленно расположите там мандарины. А когда сядете на диван, под подушкой увидите подарок.

Но как же быть с абстрактными понятиями? Ведь их нельзя вообразить. В этом случае используйте абстрактное мышление. Допустим, любовь - это сердце, а зима - шарф и варежки.

Когда Вы запомните все нужные слова, мысленно пройдите по маршруту, и Вы наверняка увидите их на локусах.

Как видите, запоминать огромное количество информации и развивать свою память очень просто, если применить дворец памяти . Об этой методике известно еще с древних времен. И действительно, она работает. Главное здесь - хорошенько запомнить пространство, которое Вы выбрали, и опорные пункты.

Для того чтобы начать, вовсе не обязательно брать сложные слова и понятия. Для начала попрактикуйтесь на чем-нибудь простом и обыденном. Регулярно тренируйтесь или хотя бы прогуливайтесь мысленно по дворцу. Результат не заставит Вас долго ждать. Вы сможете легко запоминать не только слова, но и цифры, тексты, речи к выступлениям и даже целые учебники.

Вам может быть интересно: Тест лоя проверки памяти.

Дворец памяти — это способ запоминания информации. Хотите ли вы как можно быстрее научиться бегло говорить на иностранном языке? Скорее всего — да, но для этого надо выполнить большую работу и прежде всего необходимо будет запомнить очень много — несколько тысяч — новых слов и фраз. Есть древние проверенные способы запоминания больших объемов информации.

Об одном из таких способов — мнемонике — можно почитать в предыдущей статье — .

А в этой статье речь пойдет об одном из специфических видов мнемоники, который называется Дворец памяти или метод локаций. Сотни слов и фраз можно запомнить быстро благодаря этому методу.

По преданию это название появилось еще до нашей эры, когда однажды греческого поэта Симонида Кеосского пригласили на банкет во дворец, где он должен был держать речь. Кто-то вызвал его из дворца, а в это время обвалилась крыша здания и все, кто там остался, погибли.

Поскольку поэт пользовался специальной техникой, чтобы запомнить имена приглашенных и места, на которых они сидели, он мог идентифицировать тела погибших и помочь убитым горем родственникам правильно захоронить тела. Вот отсюда и пошло название метода развития памяти — Дворец памяти.

Что представляет из себя Дворец памяти?

Это образные конструкции в вашем воображении, которые базируются на размещении в реальном пространстве. Если вы способны видеть свою спальню в уме, значит вы сможете построить Дворец памяти.

Во Дворце памяти есть объекты — это помещения (кухня, зал, спальня, коридор и т.д.), а также предметы, которые находятся в этих помещениях постоянно и на определенных местах. Мы проложим маршрут движения по помещениям таким образом, чтобы последовательно обойти все эти предметы. Затем мы разместим слова и фразы на этих объектах, а во время воображаемого путешествия по Дворцу будем их подбирать.

Необязательно быть визуалом, чтобы использовать этот метод. Главное, просто представлять себе, где ваша кухня по отношению к спальне, и какие предметы встречаются на пути.

4 простых шага создания Дворца памяти.

1. Выберите хорошо знакомое помещение: квартиру, школьный класс, дом бабушки, церковь, аудиторию. офис — что угодно, лишь бы вы смогли нарисовать план этого помещения.

Пример плана двухкомнатной квартиры:

2. Нарисуйте маршрут продвижения по вашему плану. Маршрут должен иметь начало — точку входа, она же будет и точкой выхода, он должен быть последовательным, не должен пересекать сам себя и не должен заводить вас в тупик. Если вы не последовательно, а случайным образом выделяете объекты, такой маршрут сам по себе требует запоминания.

Прорисуйте (первый раз — на листке бумаги, а затем в воображении) этот маршрут движения. Допустим, вы всегда двигаетесь по часовой стрелке, а предметы, которые находятся на одной вертикальной линии, обозреваете сверху-вниз. Старайтесь не перегружать деталями ваш первый путь по дворцу.

Маршрут путешествия:

3. Пронумеруйте объекты, которые встречаются по пути следования.

4. Пробегитесь в воображении по этим объектам в прямом и обратном порядке, мысленно остановитесь у каждого из них.

Если надо добавить больше слов, можно вспомнить больше помещений, можно более детально рассматривать объекты — ближний край, дальний край, а можно еще использовать маршруты, которые вы часто проходите или проезжаете, допустим, это путь с работы домой. Объектами на маршруте могут быть: магазин, стадион, театр, скамейка, дерево, песочница, фонарный столб — рекомендуется выделять не больше 50 объектов.

Как использовать Дворец памяти?

Теперь мы должны узнать, что делать со словами и фразами в нашем дворце. Здесь работа разбивается на три части:

1) Внимательно изучим состав запоминаемого слова или фразы — анализируем написание, звучание и смысл.
2) Кодируем звук и смысл нового слова, используя визуальные образы и действия над ними так, чтобы они стали запоминаемыми.
3) Раскодируем образы и действия, чтобы изучаемое слово переместилось в долговременную память.

Принципы кодирования информации: лучше объекты представлять гротескными, большими, цветными, детальными, объемными, а действия над ними — интенсивными. Преувеличения здесь не помешают.

Чем бредовее ассоциация, тем лучше и быстрее запоминается. Можно пойти еще дальше и сделать Дворец памяти еще эффективнее, используя некое лицо, которое вместе с вами путешествует по вашему Дворцу и помогает совершать мысленные действия над запоминаемыми словами.

Примеры кодирования слов.

Здесь рассмотрены несколько неправильных глаголов — тема трудная, они же неправильные, строятся не по правилам, да к тому же здесь надо запомнить сразу три формы каждого глагола: инфинитив, простую прошедшую форму и причастие прошедшего времени. Ну вот, например, такая веселая картина:

Объект Слово Значение Мнемоника
1 туалет to eat — ate — eaten есть В ту алете стоит Эйт рис и тан цует от радости, что она дома и скоро будет есть.
2 ванна to become — became — become получаться Эйтрис зашла в ванну, тамеще продолжался ремонт, она поби ла ванну кам нем, потом поби ла кей сом , потом опять поби ла кам нем, чтобы ванна получилась хорошая.
3 раковина на кухне to buy — bought — bought покупать Эйтрис купила на ebay бот и еще бот и поставила их в раковину на кухне, чтобы отмыть.
4 плита to break — broke — broken ломать Потом она пошла к плите готовить кофе-брейк, но сломала броук и броукен
5 холодильник to bring — brought — brought приносить Она открыла холодильник — раздался «бринг» и принесла из холодильника бутер-брот и еще бутер-брот
6 телевизор to catch — caught — caught ловить Эйтрис пошла в свою спальню, включила телевизор, а там на кач елях раскачиваются кот и кот , они кач аются и ловят рыбу.
7 кровать to choose — chose — chosen выбирать Эйтрис захотелось вздремнуть на кровати, она выбрала чу дное уз кое одеяло — чо? — уз кое одеяло, чо? — узен ькое одеяльце.
8 гардероб to cut — cut — cut резать Эйтрис хорошо отдохнула. Потом она стала собираться, зашла в гардероб, посмотрела, а на любимой мягкой пушистой кофте — кат ышки, кат ышки, кат ышки — отрезала их все. Надела кофту и пошла в другую комнату.
9 тахта to drink — drank — drunk пить Там на тахте в углу дриньк ал телефон, Эйтрис ответила. Это был ее друг Дрэнк , он хотел приехать в гости и попить чаю, но он был в дран еньк ой одежде, прямо из гаража.
10 стол to drive — drove — driven ездить Эйтрис пригласила Дрэнка в гости прямо в драненькой одежде и стала готовить стол, пока Дрэнк ехал. Она думала, что ее ждет драйф — с Дрэнком не соскучишься, он большой выдумщик. Однажды он привез ей дров, сказал, что купил их за 7 дривен.
11 кадка с цветком to feed — fed — fed кормить Тут она заметила, что ее огромный красный цветок в углу издает жалобные звуки: фиид — фед — фед, фиид — фед — фед, и она вспомнила, что давно хотела подкормить его.
12 торшер to fly — flew — flown летать А в другом углу — на торшере — сидела жирная зеленая дрессированная муха, которая даже не могла быстро летать, потому что была очень жирная. Муху звали флай флю, ее дрессировал сам Клоун Флоун
13 кресло to forget — forgot — forgotten забыть Эйтрис решила понаблюдать за мухой, сидя рядом в кресле, но кресло было занято, раньше она забыла там фогет (или фагот?). Она все время забывала, как правильно называется эта штука. Она села на фаготен ное место, а фагот отправился на пол.
14 диван to fight — fought — fought драться Флай флю перелетела на диван, ей хотелось подраться с файт овым пауком, которого звали Фот . Фот хоть и был ловцом мух, но Флай-Флю он не мог поймать из-за ее жира, но он тоже любил с ней подраться.
15 шкаф to grow — grew — grown расти В углу вырос гро мадный у грю- мый шкаф гроун
16 вешалка to hit — hit — hit ударять В дверь позвонили, Эйтрис бросилась открывать и ударилась о свою хит -овую вешалку. это был хит сезона, хит продаж в ее любимом магазине.

Чем больше практики, тем лучше и быстрее у вас будет получаться. Обязательно то, что ассоциации должны придумывать вы сами, опираясь на уже имеющиеся в вашем уме связи.

Практические советы построения Дворца памяти для изучения иностранных слов

— Расслабьтесь. Методы памяти работают лучше, когда вы умственно и физически свободны от стресса.
— Расставьте свой список слов в алфавитном порядке. Запишите слова, их значения и придуманную ассоциацию на бумаге, а лучше в таблицу Excel.
— Не волнуйтесь, если сразу не удается вызвать ассоциативный образ к слову или звуку или значению слова в вашем списке. Позже можно к этому вернуться.
— Используйте запоминаемые слова в разговорах, придумайте и запишите десять предложений для каждого из них.

Сила Дворца памяти для изучающих язык

Дворец памяти является мощным инструментом изучения иностранного языка. Вы можете его использовать наряду с другими методами, чтобы быстрее и эффективнее учиться и заговорить на иностранном языке.

Построение Дворца памяти занимает всего несколько часов, а с приобретением некоторого навыка, этот метод обучения поможет вам быстро увеличить ваш словарный запас.

Повторяйте почаще сохраненные в вашем дворце памяти слова и фразы. Вы можете подзабыть их, но не волнуйтесь: это бывает и в нашем родном языке.

Если расслабиться, то слова и изображения, которые были созданы во Дворце памяти вернутся к нам, когда мы в них будем нуждаться. Так что дерзайте, постройте свой дворец памяти и начните использовать его, чтобы увеличить запас слов и фраз. Счастливого запоминания!

Больше информации, обучающих видео и примеров можно получить у Антони Мэтивье на его сайте:

Похожие публикации